Веневетинов Д. В. (1805-1827) – поэт-философ. Род. в Москве, в богатой дворянской семье; дом его матери славился в Москве как артистический салон. Первыми опытами В. являются переводы из Вергилия и Горация. Более зрелые произведения относятся к 1822.
Тогда же В. стал посещать Московский ун-т. В 1825 он поступил в Московский архив коллегии иностранных дел, откуда в конце 1826 перевелся в Петербург. Преждевременная смерть не дала В. возможности развернуть своих способностей, и его наследие заключает лишь несколько десятков оригинальных и переводных поэтических произведений и несколько философских набросков и критических статей. Значение В. в том, что он явился представителем философского течения в рус. поэзии, как Боратынский, позднее Ф. И. Тютчев и В. С. Соловьев. Будучи приверженцем философского идеализма Шеллинга, В. должен быть признан первым поэтом “философского романтизма” на русской почве.
Наряду с темами романтической грусти и русской старины, значительное место в поэзии В., а тем более в его философских рассуждениях, занимают проблемы “золотого века”, к которому “стремится
история человечества”, взаимоотношений философии и искусства и, в особенности, тема поэтического призвания и служения. В стороне от этого круга стоит тема безнадежной любви и преждевременной смерти, вызванная в творчестве В. обстоятельствами его личной жизни и получившая в его стихах модную в то время байроническую окраску. Фактура стиха (преимущественно четырехстопного ямба) у В. не очень богата и мало чем выделяет его из общего ряда поэтов 20-х гг.
Придерживаясь в области политических взглядов неопределенного либерализма (тема “свободы” подчас мелькает в стихах В.) и отдавши дань общественному порыву в преддекабрьские дни 1825, В. и его друзья (“архивные юноши”) – кн. В. Ф. Одоевский, H. M. Рожалин, И. В. Киреевский и другие – преимущественно интересовались проблемами философскими, разрешая их в духе Шеллинга и ставя во главу угла “самопознание”. В. был вдохновителем содружества “любомудров”, повлиявшего, по мнению некоторых исследователей, на миросозерцание Пушкина; в кружке этом формировались мнения, легшие в основу учения славянофилов. Когда славянофильская группа в 1826 затеяла издание журнала “Московский Вестник”, В. принял в нем самое деятельное участие.
Крупнопоместный дворянин по происхождению, воспитанию и общественной среде, В. отобразил в своих теоретических взглядах и творчестве настроения и идеологию московского культурного барства, переходившего, после крушения декабризма, к романтическому прекраснодушию и славянофильскому национализму.