Ирвин Уэлш (англ. Irvine Welsh, 27 сентября 1958) – современный шотландский писатель, автор нашумевших книг “На игле” и “Эйсид Хаус”, по которым были поставлены одноименные фильмы. В обеих экранизациях и сам Уэлш сыграл эпизодические роли.
Уэлш родился 27 сентября 1958 года в Лейте, пригороде Эдинбурга. В возрасте четырех лет переехал с родителями в Эдинбург, где после школы окончил курсы по специальности “инженер-электрик”. Работал учеником техника на телевидении, но после удара электрическим током был вынужден сменить работу. В 1978 году двадцатилетний Уэлш отправился в Лондон, где играл на гитаре и пел в панк-группах The Pubic Lice и Stairway 13. После чего он вновь вернулся в Эдинбург, где получил диплом по информатике в Heriot Watt University.
Затем оставил Британские острова и перебрался на континент, в Амстердам.
В начале 90-х Уэлш начал писать. Его первый роман “Trainspotting” (1993) – проникнутое черным юмором повествование о буднях молодых наркоманов Эдинбурга конца 1980-х годов. Это в значительной степени автобиографическая книга.
Юность Уэлш провел среди наркоманов, но, переселившись
в Амстердам, нашел в себе силы слезть с иглы. Уэлш стал единственным среди своей наркоманской компании, кто выжил во время эпидемии СПИДа. В 1996 году Денни Бойл снял на основе “Trainspotting” фильм “На игле”. Популярным стал и саундтрек к ленте, в который вошли композиции группы Уэлша Primal Scream.
После этого Уэлш написал еще ряд книг и на данный момент остается одним из наиболее популярных писателей в жанре контркультуры.
Впрочем, популярность Уэлша в России едва ли может быть сопоставимой с его известностью на Западе. Вряд ли кому в голову придет воровать его книги из магазинов. Жесткая стилистика, сленг, наркотики, рэйв, футбол, секс, жизнь рабочих окраин Эдинбурга, постпанковского поколения, или “поколения Х”, если использовать термин, вошедший в культуру благодаря другому писателю – канадцу Дугласу Коупленду – вот составляющие успеха Уэлша. Теперь практически всякое рассуждение об эволюции западной молодежной культуры в конце ХХ века прочно связано с именем Уэлша.
Его произведения уже стали предметом литературоведческой, социологической и философской рефлексии. О нем говорят, упоминая при этом не только идеологов панка, но также Жоржа Батая, Селина и Бодрияра, что, впрочем, лишь делает еще более явной маргинальность Уэлша на российской литературной почве. Сам же он подчеркивает свою “нелитературность”.
Опыт как таковой, представленный в текстах, претендующих на изображение жизни без прикрас. Все очень просто и грязно, никаких тебе иллюзий и сентиментальностей. И никаких красот. Единственное, что выводит существование за пределы неутешительной обыденности, – наркотический транс и оргии. Для героев Уэлша есть только путь вниз, путь разрушения.
Они заранее готовы к поражению и сознательно его выбирают. Точнее, не выбирают, а слепо движутся к нему. Потому что о выборе речи нет.
Второй роман Ирвина Уэлша “Кошмары аиста Марабу” (Marabou Stork Nightmares, 1995) закрепил за ним известность уверенного писателя. Он выдержал пять изданий (к 2004 году) и переведен на несколько языков мира. В 1996 году в свет вышел сборник коротких историй “Эйсид Хаус”, по мотивам трех рассказов из которого была снята одноименная картина (The Acid House, 1998).
В 1996 опубликован сборник “Экстази”, в который вошли три новеллы о химических наркотиках. С тех пор Уэлша называют “певцом химического поколения”. В 2002 году Уэлш издал своеобразное продолжение “На игле” – роман “Порно”.
Время от времени Уэлш пишет статьи для “Дейли Телеграф” и “Гардиан”. В 2008 году вышел его новый фильм “Торговля мясом”, для которого он написал сценарий в соавторстве с Дином Каваной.
Сейчас живет в Дублине с женой Элизабет, но часто приезжает в родной Эдинбург.