Родился во дворянской семье 14 (25) ноября 1717 года в Москве в доме №6 по Вознесенскому переулку. Обучался дома, продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов “поздравительные оды” императрице Анне, песни – по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского (Тредьяковского). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.
Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия “Хорев”. Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учрежден постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным “поставщиком” репертуара, за что его по праву называют “отцом русского театра”.
За “Хоревом” последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.
Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался
в других областях литературы. В 1755-1758 годах он был активным сотрудником академического журнала “Ежемесячные сочинения”, в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка “Трудолюбивая пчела” (первый частный журнал в России). В 1762-1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год – ряд сборников его стихотворений.
Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оцененным по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву.
Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве[1].
Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII – нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова “наперсником Буало”, “северным Расином”, “Мольером”, “российским Лафонтеном”.
Литературная деятельность Сумарокова останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.
Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков “снижает” классическую поэтику. “Снижение” выражается в устремлении к менее “высокой” тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении “средних” и “низких” жанров жанрам “высоким”. Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров – басни, комедии, сатиры, эпиграммы.
Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача – “издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой ее устав”: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство (“не в титла, в действии быть должно дворянином”), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности “Хор к превратному свету”, где “синица” рассказывает, что “за морем – людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают”).
Сумароков – один из зачинателей русской пародии, цикла “Вздорных од”, высмеивающих “неистовый” одический стиль Ломоносова.