Кондратий Федорович Рылеев [18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, – 13(25).7.1826, Петербург], русский поэт-декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1-м кадетском корпусе (1801-1814). Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815). В 1818 году вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821 года), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824 года).
В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским. Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825 года.
Казнен в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.
Литературную известность принесла Рылееву сатира “К временщику” (1820) – гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821
году. В 1823-1825 годах Рылеев совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах “Полярная звезда”. В 1821-1823 годах Рылеев создал цикл исторических песен “Думы” (отдельное издание 1825): “Олег Вещий”, “Мстислав Удалый”, “Смерть Ермака”, “Иван Сусанин”, “Петр Великий в Острогожске”, “Державин” и др.
Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.
Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева – поэма “Войнаровский” (отдельное издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. Хотя Пушкин ценил поэму Рылеева выше его “Дум”, в “Полтаве” он спорит с концепцией истории, выраженной в “Войнаровском”. В незаконченной поэме “Наливайко” (отрывки опубликованы в 1825 году) Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 века против шляхетского засилья.
Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеева явилось стихотворение “Я ль буду в роковое время…” (“Гражданин”). В агитационно-сатирических песнях (“Ах, где те острова…”, “Царь наш, немец русский…”, “Уж как шел кузнец…”, “Ах, тошно мне и в родной стороне…” и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.
С. М. Александров.