Жан Жак Руссо (Rousseau) (28.6.1712, Женева, – 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки и др. До 1741 года жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743-1744 годах секретарь французского посольства в Венеции.
В Париже сблизился с Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762 году, после выхода в свет педагогического романа “Эмиль” и политического трактата “Об общественном договоре”, опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 году он возвратился в Париж, занимался перепиской нот.
Последние месяцы жизни провел в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Пантеон.
Руссо – наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Социально-философские взгляды Руссо нашли отражение в его
трактатах. В “Рассуждении о науках и искусствах” (1750) он подвергает критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей “естественное состояние”, где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений.
Руссо отмечает пагубное воздействие наук и искусств: они “… покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны… люди”, заглушают в них естественный голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в “Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми” (1755). Руссо утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность, причем имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства. Трагические противоречия прогресса – лейтмотив трактата: по мере развития цивилизации углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме, где все превращены в ничто.
Руссо обосновывает право народа на восстание: современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть.
Руссо понимает, что вернуться к утраченному раю “естественного состояния” невозможно и человек обречен жить в обществе. В трактате “Об общественном договоре” (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к природе. В общественном состоянии суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства. Теория общественного договора приобретает у Руссо радикально-демократический характер.
Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Руссо критикует систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан.
Ориентация на создание мельчайших государственных образований, как и идея равенства мелкой крестьянской и ремесленной собственности, была утопична, противоречила объективным тенденциям исторического развития, но эта мечта о равенстве выражала социальные чаяния народных масс (прежде всего крестьянства) и вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции.
Педагогические воззрения Руссо получили выражение в книге “Эмиль, или О воспитании” (1762), занимающей промежуточное место между педагогическим трактатом и художественным произведением. Утверждая в начале книги: “Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится в руках человека”, Руссо стремится изолировать своего воображаемого воспитанника Эмиля от тлетворного влияния общества с тем, чтобы развить заложенные в нем природой задатки и индивидуальные склонности. Руссо не допускает никакого насилия над личностью ребенка, уделяя внимание не столько образованию, сколько нравственному воспитанию, которое Руссо не мыслит без религиозной основы. В этом он расходится с французским материализмом 18 века. Отвергая культовые формы, церковность, религиозную догматику, что и было причиной осуждения “Эмиля” французскими клерикалами и женевскими кальвинистами, Руссо стоит на позициях деизма.
Он сохраняет веру в бога как творца Вселенной и высшего нравственного законодателя, но, в отличие от Вольтера, апеллирует не к просвещенному разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести.
Руссо выступил с критикой всей сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Он был врагом догматизма и схоластики, поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребенка. Особое значение Руссо придавал трудовому воспитанию. Педагогические воззрения Руссо, проникнутые гуманизмом и демократизмом, сыграли важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в конце 18 – начале 19 веков. Значительное влияние оказали взгляды Руссо на немецких педагогов-филантропистов, на И. Г. Песталоцци, Льва Толстого, в известной мере на Г. Спенсера, Дж.
Дьюи.
Художественное творчество Руссо разнообразно но жанрам: стихи, поэмы, комедии (“Нарцисс”, 1733, пост. 1752, опубл. 1753; “Военнопленные”, 1743, опубл.
1782, и др.); оперы, для которых он сам сочинял и либретто и музыку (наиболее значительная – “Деревенский колдун”, пост. 1752, опубл. 1753; музыка оперы написана по образцу французских народных песен и танцев, но в ней ощутимы и черты итальянского стиля); одноактная лирическая сцена “Пигмалион” (пост. 1770; музыка совместно с О. Куанье), сочетающая текст с инструментальной музыкой и являющаяся ранним образцом музыкально-драматического жанра мелодрамы: роман “Юлия, или Новая Элоиза” (1761) и “Исповедь” (1766-1769, изд. 1782-1789). “Новая Элоиза” повествует о любви аристократки Юлии д’Этанж и разночинца Сен-Пре.
Первая половина книги – гимн естественной страсти, сметающей все условности цивилизации; во второй – рисуется семейная жизнь Юлии и Вольмара, изображенная как утопия идеального общества, прославляются нравственный долг и общественные обязанности человека (в духе трактата “Об общественном договоре”). Между первой и второй половинами книги – не только противоречие, но и связь: по мысли Руссо, голос природы, которому повинуются герои, делает их добродетельными. Эпистолярный жанр, используемый Руссо, позволил ему не только показать “жизнь сердца”, внутренний мир героев, но и коснуться важнейших социальных и философских проблем века. Это связано с образом Сен-Пре, новым типом “третьесословного” человека; его волнуют не только личные страсти и интересы, но и судьбы мира. Важную конструктивную роль в романе играет пейзаж.
Ландшафты Руссо всегда окрашены лирическим настроением, отвечая душевному состоянию персонажей.
“Новая Элоиза” пользовалась огромным успехом у современников, но для последующих поколений большее значение имела “Исповедь” – самое выдающееся произведение Руссо. Это не только автобиография, но и роман. Цель книги – “… показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы”, во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии.
С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Руссо обнажает свое сердце, “… все свои сокровенные мысли…”, не боясь рассказать “… о себе самом самые отвратительные вещи…”. “Вся правда” о человеке – это рационально неистолковываемая сложность и противоречивость душевной жизни: высокое соседствует с низменным, добро со злом. Руссо, однако, сохраняет веру в добрую основу человеческой природы, которую только искажает современное общество, заставляя людей носить личины, лгать окружающим и самим себе, смотреть на мир “чужими глазами” и “хотеть чужою волею”. Психологический анализ неотделим у Руссо от социального пафоса “Исповеди”.
К ней примыкают и другие автобиографические произведения Руссо: “Диалоги: Руссо судит Жан Жака” (1775-1776) и “Прогулки одинокого мечтателя” (1777-1778, опубл. 1782). Руссо оказал огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию.
С его именем связано целое течение – руссоизм, в той или иной мере захватившее все европейские страны. За пределами Франции особенно сильным было влияние идей Руссо в Германии (в философии – Кант, И. Г. Фихте; в литературе – поэты “Бури и натиска” Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер, молодые И. В. Гете и Шиллер).
Творчество Руссо постоянно привлекало к себе внимание русских читателей. А. И. Герцен писал: “Мы также пережили Руссо…, как французы”. К Руссо проявляли острый интерес Д. И. Фонвизин, Карамзин, Радищев, Пушкин, Чернышевский.
Л. Н. Толстой, по собственному признанию, “боготворил Руссо”. Достоевский резко полемизировал с идеями Руссо.