Яков Полонский – русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию.
Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В. А. Жуковского.
В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале “Отечественные записки” в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит…
Печатался в журнале “Москвитянин” и в студенческом альманахе “Подземные ключи”.
В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии
написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки (“Мой костер в тумане светит…”, 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского “сочетание лирики с повествованием”.
Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя (“Пришли и стали тени ночи…” и др.).
По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В. Г. Белинского, который увидел в авторе “ни с чем не связанный, чисто внешний талант”. В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию.
Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).
В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М. Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты “Закавказский вестник”, в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец).
В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе “натуральной школы” – т. е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).
В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: “Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике”. Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: “Мне не дал Бог бича сатиры… / И для немногих я поэт” (Для немногих, 1860). Современники видели в нем “скромного, но честного деятеля пушкинского направления” (А.
Дружинин) и отмечали, что “он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть” (Е. Штакеншнейдер).
В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н. Добролюбов заметил “чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца”. Д. Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями “узенького психического мира” и относил Полонского к числу “микроскопических поэтиков”.
В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др.
В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно влияние И. Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А. Чехову: “Я всю жизнь был ничей”.
В 1858-1860 Полонский редактировал журнал “Русское слово”, в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в “поэтический триумвират”, пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на “пятницах Полонского” собирались выдающиеся современники.
Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.
В 1890 Полонский писал А. Фету: “По моим стихам можно проследить всю жизнь мою”. В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.
Умер Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.
Полонский Яков Петрович (1819 – 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н. с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в
“Отечественных записках” (1840), “Москвитянине” и в студенческом альманахе “Подземные ключи” (1842). Дружит с А. Григорьевым, А. Фетом, П. Чаадаевым, Т. Грановским, И. Тургеневым.
В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского “Гаммы”, обративший на себя внимание критиков и читателей.
После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник “Стихотворения 1845 года”.
В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты “Закавказский вестник”. Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.
Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов “Сазандар” (Певец), в 1852 – исторической пьесы “Дареджана Имеретинская”.
С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.
В 1859 – 60 был одним из редакторов журнала “Русское слово”.
В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию “любви”, противопоставляя ее поэзии “ненависти” (“Для немногих”, 1860; “Поэту-гражданину”, 1864), хотя и признавал невозможность любви “без боли” и жизни вне проблем современности (“Одному из усталых”, 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов.
И. Тургенев и Н. Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его “поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию”.
В 1880 – 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые.
Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова.
В 1881 выходит сборник “На закате”, в 1890 – “Вечерний звон”, проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.
С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.
Я. Полонский умер 18 октября (30 н. с.) 1898 в Петербурге. Похоронен в Рязани.