Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 года в городе Долгопрудном. В 1979 году поступил в Московский энергетический институт, который окончил в 1985 году. В 1987 году поступил в очную аспирантуру, где учился до 1989 года. В 1989 году поступил в Литературный институт им. Горького.
С 1989 года работал штатным корреспондентом журнала “Face to Face” в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в г. Москве.
Кандидатскую так и не защитил, поскольку решил сменить род занятий. Учился заочно в Литературном институте, но был отчислен.
Первые рассказы появились в конце 1980-х в сборниках фантастики и журнале “Химия и жизнь”.
Но творческому процессу это не помешало. Он готовил в журнале “Наука и религия” статьи на тему восточного мистицизма, редактировал переводы Карлоса Кастанеды в издательстве “Миф”.
В 1989 году публикует в “Науке и религии” свое первое художественное произведение – сказку “Колдун Игнат и люди”.
Первая же книга Пелевина “Синий фонарь” была издана в 1991 году. Дебютный сборник поначалу
не был замечен критикой. Через год после фурора, вызванного появлением в журнале “Знамя” повести Омон Ра (1992), “Синий фонарь” получает малую букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года.
В начале 1993 г. повесть “Омон Ра” номинировалась на Букеровскую премию. Но получил Пелевин Малую Букеровскую премию за сборник рассказов “Синий фонарь”. Кроме небольшой денежной суммы, он был награжден благотворительной поездкой в Англию. Своим друзьям Пелевин заявил, что будет жить у знаменитого английского писателя Джона Фаулза.
В реальности же по просьбе тогдашнего председателя Букеровского комитета он “дней десять” жил в Лондоне у искусствоведа-эмигранта Игоря Голомштока.
В апреле 1993 года в был опубликован первый роман Пелевина – “Жизнь насекомых”.
В 1993 году Пелевин в “Независимой газете” опубликовал эссе “Джон Фаулз и трагедия русского либерализма”. Став ответом писателя на неодобрительную реакцию некоторых критиков на его творчество, впоследствии оно стало упоминаться в СМИ как “программное”. В том же году Пелевин был принят в Союз журналистов России.
После публикаций в “Знамени” критики стали писать о Пелевине много, часто и почему-то неодобрительно. Задевало его все это очень сильно – особенно если исходило от тех людей, с которыми он не то чтобы дружил, но вполне дружелюбно пересекался в общих компаниях. 31 июля 1993 г. “НГ” опубликовала статью “Заратустры и мессершмидты” – одну из самых язвительных.
Хотя не исключено, что залихватский тезис, с которого статья начинается, стал основой очередного мифа о Пелевине и прибавил загадочности его фигуре.
В 1999 году вышел роман Пелевина “Generation П”. Во всем мире было продано более 3,5 миллионов экземпляров романа, книга получила ряд премий, в частности, немецкую литературную премию имени Рихарда Шенфельда, и приобрела статус культовой.
В 2003 году, после пятилетнего перерыва в публикациях, вышел роман Пелевина “Dиалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда” (“DПП. NN”), за который писатель получил премию Аполлона Григорьева в 2003 году и премию “Национальный бестселлер” в 2004 году.
В октябре 2009 года вышел роман Пелевина “t”. Автор книги стал лауреатом пятого сезона Национальной литературной премии “Большая книга” (2009-2010, третий приз) и стал победителем читательского голосования.
В декабре 2011 года Пелевин выпустил роман “S. N. U. F. F.”. В феврале следующего года это произведение получило премию “Электронная книга” в номинации “Проза года”.
Основная тема произведений Пелевина – иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории. Виктоpа Пелевина называют самым известным и самым загадочным писателем “поколения тpидцатилетних”. Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантастикой, времена смешаны.
Его пpоза – yдачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: остpой совpеменности и погpyженности в pеалии пpошлого, а также нигде yже не оспаpиваемой способности заглядывать в бyдyщее. Видимо, все это и является составляющим невеpоятного yспеха его пpоизведений, котоpые, по выpажению кpитика, читают даже те, кто “в последние годы не бpал в pyки никаких книг, кpоме телефонного спpавочника”.
В свою очередь, все, на что указывает перо Пелевина, приобретает новый смысл: песня “белая армия, черный барон” или роман “Всадник без головы”. И, конечно, анекдоты про Василь Иваныча, оказывающиеся притчами, искаженными легкомысленным и злоупотребляющим кокаином Котовским.
Произведения Пелевина относятся к постмодернизму. Юмор автора спорен. Он слишком многообразен: от мрачной иронии до мягкой шутки.
На сегодняшний день – Виктор Пелевин один из самых популярных современных отечественных прозаиков за рубежом, где переведены все его книги, а самого его сравнивают с Хемингуэем и Кафкой.