Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака и Р. И. Пастернак. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь.
В 1906 году окончил гимназию. Летом 1912 года на скудные средства родителей отправляется в Марбург (Германия) для обучения философии у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину.
Позже, в 1913 Пастернак окончил Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Первым творческим увлечением Пастернака, наряду с рисованием, стала музыка. Находясь под сильным впечатлением от музыки А. Н. Скрябина, занимался шесть лет композицией.
Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством.
Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся
к 1913 году. В печати Пастернак впервые выступил в альманахе “Лирика” (5 стихотворений), затем появились его книги стихов “Близнец в тучах” (1914) и “Поверх барьеров” (1917).
Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 года – время создания книги “Сестра моя – жизнь!”. До того Пастернак в 1913 году выступал в литературном кружке “Мусагет” прочитал доклад “Символизм и бессмертие”, где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.
В 1923 году он пишет поэму “Высокая болезнь”, в которой создает образ Ленина. После завершения поэмы “Высокая болезнь” (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах “Спекторский” – о судьбе русского интеллигента, “которого должно вернуть истории”. 20-е годы написаны также поэмы “905 год” и “Лейтенант Шмидт”, оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта. В 1929 году он публикует “Повесть” с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: “Аппелесова черта” (1918), “Письма из Тулы”, “Детство Люверс” (оба-1922), “Воздушные пути” (1924). Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников.
Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как “отжившей агитке”. Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на “литературный трон”.
В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: “Страшная сказка”, “Бобыль”, “Застава”, в дальнейшем – “Смерть сапера”, “Победитель” и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 году и по возвращении в Москву в августе 1943 году с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Пастернак входил в небольшую группу поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но испытывавшую влияние символистов. Поэт к своему раннему творчеству относился весьма критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Однако уже в эти годы проявляются те особенности его таланта, которые в полной мере выразились в 20-30-е годы: поэтизация “прозы жизни”, внешне неярких фактов человеческого бытия, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти.
Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.
Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака заметно сковывала силы поэта. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов. Пастернак – выдающийся мастер перевода.
Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, “Фауст” Гете.
Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла – романа “Доктор Живаго” (предварительное название – “Мальчики и девочки”). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, “Фауста” Гете, грузинских лириков. 1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу “Новый мир” роман “Доктор Живаго” был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя, как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны.
Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии.
После перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области. “Прощай, философия”- эти слова из автобиографической повести Пастернака “Охранная грамота” (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.