Псевдонимы: Зубило
Дата рождения: 19 февраля (3 марта) 1899
Место рождения: Елизаветград (ныне Кировоград)
Дата смерти: 10 мая 1960 (61 год)
Место смерти: Москва
Гражданство: СССР
Род деятельности: прозаик, поэт, драматург, сатирик
Дебют: Три толстяка (1924)
Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елисаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневших польских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведет начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался, окатоличился.
Отец – акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 г. семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в гимназию; еще в годы учебы начал сочинять стихи.
Стихотворение “Кларимонда” (1915) было опубликовано в газете “Южный вестник”.
Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу “Коллектив
поэтов”.
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 г. родители Олеши смогли эмигрировать в Польшу.
Он не поехал с ними.
Творчество
В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников “Гудок” (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом “писательском доме” в Камергерском переулке.
Сказка “Три толстяка”
В 1924 г. Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение – роман-сказку “Три толстяка” (опубликован в 1928), посвятив его своей жене, Ольге Густавовне Суок. Все произведение проникнуто романтическим революционным пафосом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трех жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини – девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощенной страны становится свободным.
Роман “Три толстяка” был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в “Трех толстяках” всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики (“призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут”). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку “Трех толстяков”, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира.
Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж.
А. Баталов)[1].
[править] Роман “Зависть”
В 1927 году в журнале “Красная новь” был опубликован роман “Зависть”, одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке “Три толстяка”, резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют роман “Зависть” вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века[2]. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным “лишним человеком” советской действительности.
В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе “Зависть” Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия[1].
Нет сомнений, что в образе главного героя писатель видел себя. Это он, живой и настоящий Юрий Олеша, а не придуманный им Николай Кавалеров, завидовал новому обществу колбасников и мясников, счастливо влившихся в построение нового строя, марширующих в ногу с новой властью и не желающих понимать и принимать чужие страдания не влившихся в их марширующий строй.
В 1929 годy автор написал по этому роману пьесу “Заговор чувств”.
По мотивам произведения в 1935 году был снят фильм “Строгий юноша” режиссером Абрамом Роомом.
Находившийся под влиянием Олеши молодой писатель Виктор Дмитриев взял себе псевдоним “Николай Кавалеров”.
[править] “Лишний человек” – писатель-интеллигент
Автобиографичен и образ главной героини пьесы “Список благодеяний” (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. “Список благодеяний” фактически был “списком преступлений” советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество.
В дневнике Олеша записал: “Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция”[1].
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички “писатель”. Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена.
По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил только в 1986 году в московском театре “Эрмитаж” спектакль “Нищий, или Смерть Занда”.
Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской России такой популярности, как “Три толстяка”. Его творчество оставалось неизвестно и закрыто для большинства читателей страны.
В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 г. не печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 г.).
Важное место в наследии Олеши занимает книга “Ни дня без строчки. Из записных книжек” (опубликована в 1961 году, после смерти писателя). Дополненное издание “Книга прощания” (1999).
Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: “Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные”.
Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и искренне рассказал о себе в своей последней автобиографической книге “Ни дня без строчки”.
В письме жене он объяснил свое состояние: “Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику”. О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
[править] Последние годы
Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории – не за служение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя.
Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя.
Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. В искренней и живописной прозе Юрия Олеши можно увидеть эпоху его времени в освещении оригинального, яркого, щедрого дара.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).