МИХАЛКОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ( 1913 – 2009) – поэт, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель.
Родился 28 февраля (13 марта) 1913 в Москве.
С 12-13 лет предлагал свои стихи различным журналам и издательствам. В 15 лет – первая публикация – в журнале “На подъеме” (Ростов-на-Дону).
В это время семья Михалковых жила в Пятигорске, где школьник Сергей Михалков печатается в краевой газете “Терек” и вступает в Терскую ассоциацию пролетарских писателей (ТАПП).
С 1933 стихи Михалкова регулярно печатаются на страницах московских газет и журналов.
В 1935 в журнале “Пионер”, газетах “Известия” и “Комсомольская правда” появились первые стихи Михалкова для детей: Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и др. В 1936 в серии “Библиотечка “Огонька”” выходит его первый сборник Стихи для детей.
Стихи были звонкие, веселые, динамичные, емкие (порой до афористичности), “основы социального воспитания” (как выразился в своей рецензии в “Правде” А. Фадеев) давались в них не “в лоб”,
а ненавязчиво, с учетом детской психологии. Лучшее тому доказательство – многие стихи этого времени продолжают читать и любить дети и сегодня.
Писал и прозаические сказки. Наиболее известная – Три поросенка (1936) – переложение английской народной сказки.
Вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. “Мэтры” тепло встретили появление нового таланта. Его стихи читали со сцены и по радио И. Ильинский и Рина Зеленая.
С самого начала своей деятельности на поприще детской литературы Михалков не только пишет, но и переводит: из Ю. Тувима, Л. Квитко и др. Его переводы по своим художественным достоинствам не уступают оригинальным стихам.
Скоро среди детских стихов появляется все больше идеологизированных. Однако стихи оставались упругими, чеканными, врезающимися в память.
В 1939 за напечатанное в 1935 в газете “Известия” стихотворение Светлана получил орден Ленина вместе с Шолоховым, Н. Тихоновым, А. Фадеевым и Твардовским. Через год – Сталинская премия за стихи для детей, еще через год – вторая, за сценарий кинофильма Фронтовые подруги (в соавторстве с М. Розенбергом).
В 1935 поступил в Литературный институт, но уже в 1937, став членом Союза писателей, оставил студенческую скамью.
В 1936 женился на дочери художника П. Кончаловского, внучке художника В. Сурикова, Н. П. Кончаловской, вскоре также ставшей детской писательницей. От этого брака родились два сына Андрон (1937) и Никита (1945), оба впоследствии – известные кинорежиссеры.
В 1938 в Московском театре юного зрителя была поставлена пьеса Михалкова Том Кенти (по мотивам повести Марка Твена Принц и нищий). Спектакль не сходил со сцены более сорока лет.
Осенью 1939 Михалков призван в армию и мобилизован для работы в армейской печати. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки.
В 1943 вместе с Эль-Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову.
Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене.
С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует Быль для детей – о событиях военных лет.
После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия. В 1946 на сцене ТЮЗа появляется пьеса Особое задание, в 1947 – Красный галстук, в 1949 – Я хочу домой!
За пьесу Я хочу домой! и антиамериканскую пьесу для взрослых – Илья Головин (также 1949) Михалков получил 3-ю Сталинскую премию.
Пьесы для детей и взрослых продолжал писать и в 1950-1980-е. Среди них – комедии Сомбреро (для детей) и Дикари (для взрослых), сошедшие с театральных подмостков в конце 1980-х.
В 1950-1970-е появляются и пьесы для малышей: Зайка-зазнайка (1951), Как медведь трубку курил (1954), Трусохвостик (1967).
Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. В начале он написал текст к мультипликационному фильму В Африке жарко, затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны Охотничье ружье, Полкан и шавка (оба 1949), Портрет (1965), Хочу бодаться (1968), Комитет 19-ти (1972), Вид на жительство (1972) (две последние в соавторстве с А. Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм У них есть Родина (по пьесе Я хочу домой!) и Дикари (по одноименной пьесе).
В 1962 организовал сатирический киножурнал “Фитиль” и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо фильм документально-хроникальный, либо “Фитиль”. Зрители явно предпочитали “Фитиль”: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдшней действительности – грубость, хамство, мздоимство. Перу Михалкова принадлежат русские тексты к операм Б. Сметаны Проданная невеста (1949) и А. Дворжака Черт и Кача (1954). Дидактическое начало всегда было свойственно его творчеству.
Заметив это, А. Толстой посоветовал ему писать басни. После некоторых сомнений Михалков последовал этому совету и написал около 200-х басен, очень разных как по тематике, так и по художественным достоинствам. Есть остроумные басни о человеческих пороках: (например, Заяц во хмелю, ставший почти классикой) и др. Многие годы сочинял стихотворные подписи к политическим карикатурам Б. Ефимова (В газете “Известия”) и М. Абрамова (в “Правде”).
За три десятилетия было издано более двадцати альбомов и подборок карикатур со стихотворными подписями на международные и внутренние темы. Начиная с 1960-х часто выступал как публицист, критик и мемуарист (статьи Сатира – орудие коммунистического воспитания, Высокие идеалы писателя-гражданина и т. д.). Статьи о писателях (Тютчеве, Блоке, Луговском, Фадееве, Чуковском и др.) написаны по большей части к юбилеям. С 1971 – Михалков действительный член Академии педагогических наук СССР. В 1978 опубликован его трактат Все начинается с детства (Педагогические раздумья), куда вошли его статьи и выступления по вопросам педагогики и литературы.
В 1965-1970 возглавлял Московскую писательскую организацию. С 1970 по 1990 – председатель правления Союза Писателей РСФСР. В книге “Я был советским писателем” Михалков пишет, что в 1991 он “не вышел, а выпал из партии”, и добавил “…в моем преклонном возрасте предпочитаю оставаться вне какой-либо партии”.
С 1992 по 1999 – сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов, а с 1999 – почетный председатель. В 1998 избирается Почетным профессором Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. С 2002 член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург).
Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров.
Умер 27 августа 2009 года в Москве.