(1872-1936) – поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, композитор.
Родился Кузмин в дворянской семье. Детские годы провел в Саратове, окончил там подготовительный и первый класс гимназии. С 1885 года жил в Петербурге, где учился в гимназии, а после ее окончания – в консерватории.
В 90-х – нач. 900-х годов активно занимался музыкой (романсы, оперные сочинения, музыка к собственным сонетам). В 1905 году дебютировал в печати, опубликовав 13 сонетов и драматическую поэму “История рыцаря Д’Алессио”.
На протяжении творческого пути Кузмин был в той или иной мере близок разным поколениям русского поэтического авангарда (символизму, акмеизму, отчасти футуризму), при этом не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность.
Разнообразие интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вещным, земным проявлениям жизни – эти особенности творческой позиции Кузмина, особенно полно воплотившиеся в лирике, обусловили отталкивание от эстетики символизма. В отличие от символистов, стремившихся к религиозно-творческому преображению
жизни, Кузмин утверждает радостное, умильное отношение к миру, безусловное его приятие. Поэзия Кузмина лишена социальных обобщений, носит камерный характер.
Реальный мир в его поэзии и драматургии постоянно переплетается с миром реальности в другом искусстве (живописи, музыке, балете, театре).
Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческие поиски его младших современников – А. Ахматовой, В. Хлебникова. Его поэзия почти исключает использование метафор, необходимых символистам для сближения далеких смысловых рядов. Слово у Кузмина конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление, соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь “изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей” (Н.
Гумилев).
Как мастер изящной стилизации Кузмин выступил в авантюрных “жизнеописаниях” “Приключения Эме Лебе-фа”, “Подвиги великого Александра”, “Путешествие сэра Джона Фирфакса”. Его проза лишена психологизма, увлекательная фабула строится на изобретательном чередовании приключений и метаморфоз, испытываемых персонажами. Освобожденная от примет быта, социальной среды, насыщенная игровыми мотивами, проза Кузмина приобретает характер своеобразной занимательной мультипликации.
Наибольшей художественной ценностью в прозе Кузмина обладают его сказки.
Творческий путь характеризуется чередованием подъемов и спадов. Самым малопродуктивным в художественном отношении периодом его творчества стали 1913-1916 годы, когда он широко сотрудничает в бульварной периодике. После 1917 года творчество Кузмина заметно меняется.
В сборниках стихов “Вожатый” и “Нездешние вечера” появляются живые, безыскусственные интонации, впечатление теперь рождается от изящной точности названия.
Заметное место в наследии Кузмина занимают литературно-критические статьи и переводы. Самостоятельность эстетической позиции Кузмина проявилась в сочувственной критической оценке таких разнообразных литературных явлений, как “Городок Окуров” М. Горького, сборник “Вечер” А. Ахматовой, проза Б. Пастернака. Разнообразен и круг переведенных им произведений: проза Апулея и Боккаччо, сонеты Шекспира, произведения Реми де Гурмона, Д’Аннунцио и др.
Кузмин был активным участником музыкальной и театральной жизни Петербурга начала XX века. Он написал музыку к ряду постановок Александрийского, Суворинского театров, театра В. Ф. Комиссаржевской, им написаны оперетты “Забавы дев”, “Возвращение Одиссея” и др. Был членом художественного комитета и музыкальным руководителем мейерхольдовского “дома интермедий” в 1910- 1911 годах.
Писал комические балеты, оперетты, вокальные циклы.
Послереволюционное творчество Кузмина – пять книг стихов, проза, драматургия, критика – представляет интерес как самостоятельный и не менее важный этап литературной деятельности Кузмина и как малоизученная и плодотворная страница в истории русской поэзии.