Крылов Иван Андреевич (1768 – 1844) – знаменитый русский баснописец. Родился 2 февраля 1768 г. в Москве. Отец его служил в драгунском полку, в 1772 г. отличился при защите Яицкого городка от пугачевцев, был председателем магистрата в Твери и умер в 1778 г., оставив вдову с двумя малолетними детьми.
Иван Крылов детство провел в разъездах с семьей; грамоте обучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешел целый сундук книг). Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он “посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов”.
В конце 1782 г. Крылов поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу в петербургскую казенную палату. В это время большой славой пользовался “Мельник” Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал в 1784 г. оперу “Кофейница”; сюжет ее он взял из “Живописца” Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнес свою
оперу к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперы не напечатал. В пьесе много прекрасно подобранных народных поговорок, и несмотря на невыдержанность характеров, она может быть названа замечательным явлением для того времени.
В 1786 г. Крылов написал трагедию “Филомела”, которая ничем кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия не отличается. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время комическая опера “Бешеная семья” и комедия “Сочинитель в прихожей”; кроме живости диалога и нескольких народных “словечек”, в них нет никаких достоинств.
В казенной палате Крылов получал тогда 80 – 90 рублей в год, положением своим не был доволен и перешел в Кабинет Ее Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери; на руках его остался младший его брат Лев, о котором он всю жизнь заботился. В 1787 – 1788 годах Крылов написал комедию “Проказники”, где жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора). “Проказники” не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции. В 1789 г. Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал “Почта Духов”.
Изображение недостатков русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. “Почта Духов” выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием. В 1790 г. Крылов написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но все же показывающее в авторе будущего художника слова.
Выйдя в отставку, Крылов в 1791 г. становится владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал “Зритель” с очень широкой программой и с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях самого Крылова. Наиболее крупные из этих статей: восточная повесть “Каиб”, сказка “Ночи”, “Похвальная речь в память моему дедушке”, “Речь, говоренная повесою в собрании дураков”, “Мысли философа по моде”. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с “Московским Журналом” Карамзина. “Зритель” имел 170 подписчиков и в 1793 г. превратился в “Санкт-Петербургский Меркурий”.
Так как в это время прекратился “Московский Журнал” Карамзина, то редакторы “Меркурия” мечтали распространить свое издание повсеместно и придали ему более литературный и художественный характер. В “Меркурии” помещены всего две сатирические пьесы Крылова: “Похвальная речь науке убивать время” и “Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей”. Последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом подразумевался преимущественно Карамзин), служила выражением тогдашних литературных взглядов Крылова.
В 1797 г. Крылов встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в деревню в качестве учителя детей и секретаря. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский язык и оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности. Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шуточную трагедию “Трумф, или Подщипа”, грубоватую, но не лишенную жизненности пародию на ложноклассическую драму.
В 1801 г. князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарем. Несмотря на дружеские отношения с своим начальником, Крылов в 1803 г. вновь вышел в отставку. В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: “Дуб и Трость” и “Разборчивая невеста”. Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: “Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его”. Прекрасный знаток простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму, имевший склонность к насмешке и скептицизму, Крылов действительно был создан для басни, но все же не сразу остановился на этой форме творчества.
В 1806 г. он напечатал только 3 басни; в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению, имели большой успех и на сцене: “Модная лавка” и “Урок дочкам”. Объект сатиры в обеих пьесах один и тот же – страсть русского высшего света ко всему французскому. В первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до глупости.
По силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперед. Третья пьеса Крылова “Илья Богатырь, волшебная опера” написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз в 1806 г.); она имеет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань романтизму.
Успех его пьес был большой – в 1807 г. современники ставили его рядом с Шаховским, пьесы его повторялись очень часто. “Модная Лавка” шла и во дворце. Несмотря на это Крылов решился покинуть театр и последовать совету Дмитриева. В 1808 г. Крылов, снова поступивший на службу, печатает в “Драматическом Вестнике” 17 басен и между ними несколько (“Оракул”, “Слон на воеводстве”, “Слон и Моська” и др.) вполне оригинальных. В 1809 г. он выпускает первое отдельное издание своих басен в количестве 23-х и этой книгой завоевывает себе почетное место в русской литературе.
С этого времени жизнь его – ряд непрерывных успехов и почестей. В 1810 г. он поступает помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку, тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год. Уважаемым членом “Беседы любителей русской словесности” Крылов является с самого ее основания; 16 декабря 1811 г. он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 г. получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности Академии Наук (1841) был утвержден ординарным академиком.
2 февраля 1838 г. в Петербурге с большой торжественностью праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности. Скончался Крылов 9 ноября 1844 г.
Сохранилось много анекдотов об его удивительном аппетите, неряшливости, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли, остроумии. Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу. Жуковский в своей статье “О басне и баснях Крылова”, написанной по поводу издания 1809 г., еще сравнивает его с Дмитриевым, указывает в его языке “погрешности”, “выражения противные вкусу, грубые” и с явным колебанием “позволяет себе” поднимать его кое-где до Лафонтена. Крылов не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он действительно “занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ”, на этих переводах Крылов как бы набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры.
Уже в 1811 г. он выступает с рядом совершенно самостоятельных пьес (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3), часто поразительно смелых (“Гуси”, “Листы и Корни”, “Квартет”, “Совет мышей”). Публика тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант. Собрание его “Новых басен” стало во многих домах любимой книгой. В год Отечественной войны Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, например, “Щука и Кот” (1813) и “Лебедь, Щука и Рак” (1814; здесь выражено недовольство русского общества действиями союзников императора Александра I).
В 1814 г. Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе в кружке императрицы Марии Федоровны. На последние 25 лет деятельности Крылова приходится только 58 басен, тогда как на первые двенадцать – 140. Больше всего он стремился к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни, нравоучения, очень хорошо задуманные и исполненные, он или сокращал, или вовсе выкидывал.
Он изгонял из басен все книжные обороты и неопределенные выражения, заменял их народными и в то же время вполне точными.