Биография Исаковского М

Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, бывший Ельнинский уезд, позднее Всходский, а ныне Угранский район, деревня Глотовка. Там 7(20) января 1900 года родился поэт. Там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи.

Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях:

Есть во Всходском районе деревня такая,

Где оставил я детство свое,

И, куда б я ни шел, мне звучал, не смолкая,

Теплый, ласковый голос ее.

Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами.

Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, нечем было покормить семью в зимнюю пору.

Но были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни, не позволяющие угаснуть загорающемуся огоньку поэтического дарования. Большую роль тут сыграл отец Василий Назарович истовый труженик и пахарь, и печник, и плотник, предприимчивый, хозяйственный человек.

Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по

окончании сельскохозяйственных работ, отправлялся на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Он владел задатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне Оселье, где находилось волостное правление.

Василий Назарович много думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Его работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына.

Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром. Для подростка Исаковского было радостным событием увидеть на станции Павлиново поезд и телеграф.

Было еще одно важное следствие таких поездок. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Опять-таки, помог отец овладеть грамотой.

Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые “литературные произведения” десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, “хорошо, складно и, главное, “жалостливо”. Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.

Письма эти имели немаловажное значение для нравственно-эстетического развития будущего поэта.

Благодаря письмам, впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыслям крестьян; узнавал у кого какая судьба, у кого какие жизненные обстоятельства. С другой стороны, он учился искренне выражать человеческие чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр “лирического письма” займет впоследствии большое место в поэзии Исаковского. Поэт не только будет говорить в своих произведениях от другого лица, но и прямо придаст форму письма ряду своих стихотворений: “Письмо из деревни”, “Письмо”, “Письмо сельскому Совету”, “Первое письмо”, “Письмо землякам” и т. п.

Осенью 1910 года в волостном селе Осенье, что в полукилометре от Глотовки, открылась начальная земская школа. Михаил Исаковский, упустивший годы, но уже умеющий читать и писать, был принят сразу во второй класс.

С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив “5” по всем предметам.

Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них “Святой” и “М. В. Ломоносов”, были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене.

Михаил очень волновался перед выступлением: читать пришлось в присутствии незнакомых учителей, а также священника и земского начальства, входивших в экзаменационную комиссию.

Осенью 1915 года Исаковский поступает в четвертый класс частной гимназии Воронина в Смоленске.

В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но теперешние учителя его уже не поддержали. Поэт с горечью вспоминал, как “попытался однажды сделать намек на свою “причастность к литературе”: гимназистам было задано сочинение на тему: “Описание Кавказа по произведениям А. С. Пушкина”. Неравнодушный к Пушкину еще в школе, мальчик решил выразить свои мысли в стихотворной форме:

Так вот ты каков, мой священный Кавказ,

Я всею душою стремился

Тебя посмотреть еще в детстве хоть раз,

К тебе я мечтой уносился…

Учитель словесности не поставил никакой отметки и красными чернилами написал под сочинением: “прошу точно выполнить заданную работу, не допуская неуместных вольностей”.

И все-таки, Исаковский не перестал сочинять. Из написанного в гимназии, лучшим является стихотворение “Путник” (1916г.), вошедшее в один из ранних юношеских сборников “По ступеням времени”.

В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью 1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию поближе к дому. Однако, учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду и надо было браться за работу. Он оставляет гимназию, уйдя из шестого класса.

На этом прервалось навсегда его образование. Впоследствии он всю жизнь занимался самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за болезни глаз.

Великую Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаковский принял радостно, всем сердцем. Не случайно впоследствии, в задушевной “Песне о революции” он обращался к ней как к живому, любимому существу:

Ты одна – за тыщу лет впервые –

Руку протянула мужику.

………………………….

От тебя о первой я услышал

Имя настоящее свое.

Осенью 1918 года он вступает в ВКП(б). Начинается длительный период журналистской газетной работы Исаковского, одновременно происходит его становление как поэта. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев.

В начале 1919 года партия посылает Исаковского в Ельню, редактором уездной газеты. В сущности, газеты еще не было, ее надо было заново создавать. Проработал он здесь два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки.

Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского прогрессировала болезнь глаз.

В 1921 году Исаковского переводят на работу в смоленскую губернскую газету “Рабочий путь”. На различных должностях (выпускающий, секретарь, зав. отделом и др.) он работал здесь в течение десяти лет.

В том же, 1921 году в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского: “По ступеням времени”, “Взлеты” – агитационная поэма “Четыреста миллионов” и книга лозунгов “Борьба с голодом”, “Боевые лозунги дня”, созданная по заданию губкома партии.

Кроме того, он опубликовал ряд стихотворений в совместном сборнике: “М. Исаковский. На новом пути”.

Были коллективные сборники: “Тройка”, “Паяльник”, “Лихолетье”, “Мизинец”.

Любопытны эти книжечки живые свидетельства трудного зарождения новой поэзии в начале Октябрьской эпохи. Тоненькие, полтора два десятка страниц, напечатанные малым тиражом на посредственной бумаге, сборники стихов стоили 200 рублей, а некоторые совсем не имели обозначенной цены, потому что распространялись в народе бесплатно, как средства революционной агитации и пропаганды.

Это были еще не вполне зрелые, но в какой-то мере уже общественно значимые плоды начального, ученического периода творчества Исаковского, длившегося до середины двадцатых годов.

В предисловии к сборнику “По ступеням времени”, включающему стихи 1914-1921 годов, автор заявляет: “шестнадцать стихотворений, помещенных здесь, являются началом того творческого издания, которое я буду строить в течение всей своей жизни”.

В 1926-1927 годах, когда на базе литературной группы при смоленской комсомольской газете “Юный товарищ” возникло смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Исаковский был избран секретарем правления этой организации. Все чаще в смоленских газетах печатались его стихи.

К середине двадцатых годов его поэтический голос стал заметно крепнуть и все более обретать черты самобытности.

В 1931 году Исаковский приезжает в Москву и назначается редактором журнала “Колхозник”, издававшегося “Крестьянской газетой”, но работал он в нем около года, т. к. вскоре журнал был закрыт. Через несколько лет был создан новый журнал с тем же названием, во главе которого стал Максим Горький.

В нем Исаковский принял активное участие в качестве корреспондента поэта. Неоценимой школой была для Исаковского работа в горьковском “Колхознике”.

В середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.

Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.

Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, терпя на ряду со всеми тяготы и лишения вынужденной эвакуации. Об этом он поведал в стихотворениях “Земля в Чистополе”, “Из Чистопольских записей”. В Чистополе подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал Исаковский душевного отрыва от общей судьбы, не исключая себя из атмосферы всенародной борьбы.

Тяжело, горько переживал Исаковский невозможность с оружием в руках сражаться на фронте.

Лирика Исаковского тех грозных лет настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.

Взор поэта охватывает широкий фронт боев с врагом и родную Смоленщину (“Ой, туманы мои…”, “Здравствуй, Смоленск!”).

В 1943 году, когда дымилась только что освобожденная от врагов родная его Смоленщина, и люди, выходившие из укрытий, брались за топоры, чтобы строить новые

Жилища. Исаковский чутко улавливает и мастерски передает ритмику трудового созидания, динамику самой жизни.

На родных с утра до заката

Топоры неумолчно стучат,

И, поднявшись над пеплом, сосновые хаты,

Словно колокол медный, звучат.

В 1944 году Исаковский создает стихотворение “Слово о России”, подытоживающее основные идейные и художественные мотивы его военной лирики. В центре поэтически величавый и человечески конкретный образ советской Родины, которая наделена всеми чертами живого борющегося человека.

Советская Россия! Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

В годину испытаний,

В боях с ордой громил,

Спасла ты, заслонила

От гибели весь мир.

Особо следует сказать о “Катюше” М. Исаковского и М. Блантера песни большой и удивительной судьбы. Созданная в 1938-39 годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня о девушке с берегов Угры, хранящей верность “бойцу на дальнем пограничье”, звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств любви к близкому человеку, неотделимой любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена “Катюша” была самой популярной из всех советских песен, щедро исполнялась в самых дальних уголках необъятной нашей страны.

В годы войны “Катюша” стала песней воительницей, песней героиней. Недаром. Когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие гвардейские реактивные минометы, бойцы дали ему ласковое прозвище “катюша”.

На родине Исаковского, “там, где поднимается под Угрою берег крутой”, стоит сегодня оригинальный памятник песни “Катюша”: на прикрепленной к большому камню валуну медной таблички, высечены слова из песни, а рядом беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.

В 1945-1946 годах поэма Исаковского “Сказка о правде” была опубликована Твардовским в журнале “Новый мир”. Это произведение, обличающее позерство, лицемерие, фальшь.

Михаил Васильевич пишет не только стихи, но и прозу. Именно Твардовский, как известно, подтолкнул Исаковского к работе над автобиографическими записками. Александр Трифонович читал самый первый вариант этих записок, говорил, что он ” закупил на корню этот, безусловно, ценный материал для журнала”.

С годами Исаковский все чаще пользуется фольклорными мотивами. Он много уделял внимания переложению и обработке старинных песен и сказок (русских, украинских и белорусских). Примером такой работы является сказка “Царь, поп и мельник”.

Сказка никакой особой нагрузки не несет в ней автор любуется отвагой и остроумием простого человека в противопоставлении этих качеств похвальбе и трусости “служителя культа” и высокомерной претензии на глубокомыслие самого земного владыки.

Ограниченный в своей творческой активности давней и тяжелой болезнью глаз и вообще не отличающийся крепким здоровьем, поэт в последние годы редко выступает с новыми стихами, но делу поэзии он продолжает служить с большой пользой и своими статьями, письмами по вопросам поэтического мастерства. Была издана книга, в которой многолетний опыт мастера реализуется в добрых советах и критике молодых поэтов. Он выступает как вдумчивый и взыскательный наставник по праву не только возраста, но и творческого авторитета. Тогда, в 1956 году, Исаковский далеко не все одобрял в потоке современной ему поэзии, но он с интересом и даже с сочувствием относился к некоторым молодым поэтам, которых большинство тогдашних критиков оценивало весьма неодобрительно.

В этой связи он высказывался о Евтушенко в письме(1958г.): На меня стихотворение Евтушенко “Россия” производит какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, оно действительно как будто хорошее, содержательное, с другой же стороны, мне кажется, что в нем есть чужие интонации, что в значительной мере написано оно с чужого голоса”.

В последние годы Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов. Родина высоко оценила писательский труд Исаковского. За литературную работу он был награжден 4-мя орденами Ленина и Золотой Медалью “Серп и молот” Героя социалистического труда, 2-мя орденами Трудового Красного знамени, орденом “Знак Почета”, был лауреатом 2-х Государственных премий первой степени.

В конце 50-х начале 60-х годов он неоднократно бывал за границей. Дважды был в Италии, много раз в Чехословакии, один раз во Франции. Видел Вену и Варшаву.

Много ездил по нашей стране (Латвия, Украина, Белоруссия). Одним словом, вел деловой, активный образ жизни.

В 1964 году началось обострение болезни Исаковского (инфаркт, тяжелое воспаление легких).

Новый 1970 год Исаковский встречает в санатории им. Герцена под Москвой. В январе Центральное телевидение готовило программу к 70-летию Исаковского.

Михаил Васильевич принимал участие в съемках этой программы.

Летом 1971 года одновременно в больнице близко друг от друга находятся Исаковский и Твардовский. Оба они в тяжелом состоянии и встретиться не могут. В декабре 1971 года умирает Твардовский, что тяжело переживает Михаил Васильевич.

В это время Исаковский продолжает писать книгу “На Ельнинской земле”, над которой начал работать в 1967 году. Круг его личных интересов был обширным и разнообразным. В последние дни его жизни беспокоило самое главное дело его жизни творчество. Он знал, что близится развязка. Надо было успеть закончить книгу.

Но 22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Биография Исаковского М