Портрет
ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология “сильного человека” – воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники “Романтические цветы”, 1908, “Костер”, 1918, “Огненный столп”, 1921).
Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.
* * *
ГУМИЛЕВ Николай Степанович [3 (15) апреля 1886, Кронштадт – 25 августа 1921, близ Петрограда], русский поэт.
Детство
Сын морского врача. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 – в Петербурге, в 1900-03 – в Тифлисе, где в местной газете впервые было опубликовано стихотворение Гумилева (1902). Учился в петербургской и тифлисской гимназиях. Осенью 1903 семья Гумилевых вернулась в Царское Село, где юноша завершил (1906) гимназическое образование.
На литературные вкусы начинающего поэта, по-видимому, оказал влияние директор Царскосельской гимназии поэт И. Ф. Анненский; повлияли также труды Ф. Ницше и стихи символистов.
“Путь
конквистадоров”
В первых сборниках стихов – “Путь конквистадоров” (1905), “Романтические цветы” (1908; отмечен обращением к экзотической тематике) – нашло отражение чувство Гумилева к Анне Горенко, будущей А. А. Ахматовой, с которой он познакомился в 1903 в Царском Селе (их брак, заключенный в 1910, спустя три года распался). Определяющим для поэзии Гумилева стал образ одинокого завоевателя, противопоставляющего свой мир тусклой действительности.
Странствия
В 1906 Гумилев уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, живопись, театр. Выпустил три номера литературно-художественного журнала “Сириус” (1907). В 1908 путешествовал по Египту (позднее еще трижды ездил в Африку – в 1909, 1910, 1913, собирал народные песни, образцы изобразительного искусства, этнографические материалы).
“Письма о русской поэзии”
Некоторое время (1908-09) Гумилев обучался в Петербургском университете – на юридическом, затем на историко-филологическом факультете. Одновременно он знакомится с Вяч. И. Ивановым, печатается в газете “Речь”, журналах “Весы”, “Русская мысль” и др., издает сборник стихов “Жемчуга” (1910). Гумилев принимает участие в организации журнала “Аполлон” (1909), в котором вплоть до 1917 ведет постоянную рубрику “Письма о русской поэзии” (отдельное издание – 1923), снискавшую ему репутацию проницательного критика: “его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта” (В.
Я. Брюсов).
Акмеизм
Желание освободиться от опеки Вячеслава Иванова и организационно отмежеваться от “теургического” символизма привело к созданию в 1911 “Цеха поэтов”, в который вместе с Гумилевым, руководившим им в качестве “синдика”, вошли Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич и другие поэты-акмеисты. Объявив новое направление – акмеизм – наследником символизма, закончившего “свой путь развития”, Гумилев призывал поэтов вернуться к “вещности” окружающего мира (статья “Наследие символизма и акмеизм”, 1913). Первым акмеистическим произведением Гумилева считается поэма “Блудный сын”, включенная в его сборник “Чужое небо” (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов Гумилева “гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит”. Следующий сборник “Колчан” (1916), драматическая сказка “Дитя Аллаха” и драматическая поэма “Гондла” (обе 1917) свидетельствуют об усилении в творчестве Гумилева повествовательного начала.
Война Житейское поведение Гумилева соотносилось с его поэзией: романтический пафос конквистадорства он транспонировал из стихов в жизнь, преодолевая собственные слабости, исповедуя личный культ победы. В начале Первой мировой войны Гумилев поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами. По воспоминаниям сослуживцев, его влекло к опасности. В 1916 Гумилев добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но задерживается в Париже, где общается с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, а также с французскими поэтами (в том числе с Г. Аполлинером). Возвращение в Россию.
Гибель В 1918 Гумилев вернулся в Россию. Был привлечен М. Горьким к работе в издательстве “Всемирная литература”, читал лекции в институтах, преподавал в литературных студиях. Занимался переводами (эпос о Гильгамеше, английская и французская поэзия).
Издал несколько сборников стихов, в том числе лучшую свою книгу “Огненный столп” (1921; посвящена его второй жене – А. Н. Энгельгардт). Осенью 1920 Гумилев неопределенно обещает участникам так называемого “таганцевского заговора” свое содействие в случае антиправительственного выступления и номинально вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в исполнение. “Мужественный романтизм” Гумилев ввел в русскую поэзию “элемент мужественного романтизма” (Д.
Святополк-Мирский), создал собственную традицию, опирающуюся на принцип аскетически строгого отбора поэтических средств, сочетание напряженного лиризма и патетики с легкой иронией. “Эпиграмматичность строгой словесной формулы” (В. М. Жирмунский), выверенная композиция в его последних сборниках стали вместилищем концентрированного духовного опыта всего постсимволистского поколения.