ГРИН (наст. фам. Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), русский писатель.
В романтико-фантастических повестях “Алые паруса” (1923), “Бегущая по волнам” (1928), романах “Блистающий мир” (1924), “Дорога никуда” (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
* * *
ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) [11 (23) августа 1880, Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область) – 8 июля 1932, Старый Крым], русский писатель.
Дом-музей А. Грина
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет. Воспитанием мальчика было некому заниматься, однако его начальное образование было домашнее. Учился в Александровском реальном училище (лучше давались гуманитарные предметы), из которого был исключен за стихотворную сатиру на преподавателя, затем – в Вятском городском училище (окончил в 1896).
Рано увлекся чтением.
Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон.
К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать.
В 1901, отчасти по желанию отца, записался солдатом в 213-й Оровайский резервный батальон (Пенза), откуда в 1902, сблизившись с эсерами, дезертировал. В качестве члена подпольной эсеровской организации занимался пропагандистской работой в Нижнем Новгороде, Саратове, Тамбове, Киеве, Одессе, Севастополе. В программе эсеров Грина привлекали отсутствие жесткой партийной дисциплины, обещание всеобщего счастья после революции.
В ноябре 1903 за эту деятельность был первый раз арестован, дважды в 1907 и 1910 его ссылали.
В 1906 появились его первый рассказ “Заслуга рядового Пантелеева” и книга “Слон и Моська”, носящие агитационный характер (тиражи были изъяты цензурой и уничтожены). Цикл опубликованных произведений о революционной России открыл рассказ “В Италию” (1906). Подпись А. Грин впервые была поставлена под рассказом “Случай” (1907). В 1908 вышел сборник “Шапка-невидимка”, в котором отразилось уже переосмысленное отношение писателя к эсерам, явное неприятие некоторых их идейных позиций.
Во время ссылки 1910 в Архангельскую губернию Грин написал ряд “северных” рассказов (“Ксения Турпанова”, “Зимняя сказка”), герои которых, мучимые скукой, стремятся изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Ранние рассказы Грина написаны в духе реалистической литературы 1900-х гг., писатель только пытался нащупать свой путь в литературе. “Скудная” на тепло и любовь жизнь Грина, тяга к приключениям, усилили его стремление к неизведанному, идеальному. Грина все больше привлекали герой, выламывающийся из устоявшегося образа жизни большинства обывателей (“Она”, 1908), идея создания сильного романтического героя (“Воздушный корабль”, 1909).
В 1909 увидела свет новелла “Остров Рено” – первое подлинно романтическое произведение Грина. Матрос Тарт, оказавшись на экзотическом острове и проникнувшись его природой, не пожелал вернуться на корабль к своей команде, поскольку решил сохранить обретенную на острове свободу. Но одиночество привело Тарта к гибели. Тематически близки “Острову Рено” произведения, герои которых – яркие, но одинокие личности: “Колония Ланфиер” (1910), “Трагедия плоскогорья Суан” (1912), “Синий каскад Теллури” (1912), “Зурбаганский стрелок” (1913), “Капитан Дюк” (1915), “Битт-Бой, приносящий счастье” (1918).
Постепенно персонажи Грина менялись, не замыкаясь на собственном мире.
В 1910 Грин вышел из эсеровской организации, в 1912 был принят литературной средой, сблизившись с А. И. Куприным, А. И. Свирским. Начал сотрудничать в периодических изданиях, до 1917 опубликовал более 350 рассказов, стихотворений, повестей. В годы Первой мировой войны в творчестве писателя наступил длительный кризис, вызванный внутренними колебаниями автора. Грин воспринимал современную ему эпоху как антиэстетическую (“Повесть, оконченная благодаря пуле”, 1914). В рассказах 1914-1916 чувствовалось вызванное воздействием эстетики Эдгара По, тяготение писателя к “загадочному” (“Возвращенный ад”, 1915).
В 1916 писатель попытался дать оценку собственному творчеству и на основе этой оценки выразить свое отношение к искусству. Искусство для Грина стало основой личного существования, уходом в иную, более совершенную реальность, себя он считал символистом. В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии.
Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград (очерк “Пешком на революцию”, 1917). Революцию воспринял восторженно, однако эти настроения оказались скоротечными. Уже в рассказах “Восстание” (1917), “Рождение грома” (1917), “Маятник души” (1917) ощущается чувство отторжения писателем новой реальности.
Размышлениям о социализме посвящен памфлет “Волдырь, или Добрый Папа” – в нем Грин с раздражением пишет, что революция происходит не так “красиво”, как ожидалось. В 1919 печатался только в журнале “Пламя” под редакцией А. В. Луначарского. Здесь был опубликован его стихотворный рассказ “Фабрика Дрозда и Жаворонка”, наполненный верой в прекрасное, с которой Грин начинал свой жизненный и творческий путь.
Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый “набросок” повести-феерии “Алые паруса” (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести – Ассоль и Грей – обладают редким даром “иного” видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами.
После тяжелейших испытаний Гражданской войны Грин, несмотря на нужду, продолжал работать. В 1923 появился роман “Блистающий мир” (1923), в котором трагическая гибель главного героя Друды – результат внутренних сомнений автора в возможности достижения идеала.
В 1925 писатель выпустил роман “Золотая цепь”, в 1928 – “Бегущая по волнам” – один из самых сложных и знаковых. В “Бегущей по волнам” вновь прозвучал мотив иллюзорности любой мечты. Только творческому человеку, по мнению автора, можно в полной мере прочувствовать тонкую природу этой иллюзии.
С середины 1920-х Грина печатали все реже, главным образом в малоизвестных изданиях. С 1924 жил в Феодосии, в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием “Дорога никуда” (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался.
В конце 1930-х гг. появилось несколько критических статей (К. Зелинского, М. Шагинян, К. Паустовского), в которых наконец был признаны талант писателя, его уникальное видение мира. Но всеобщее признание творчество Грина получило только в 1960-е гг.
Некоторые произведения Грина (“Алые паруса”, “Бегущая по волнам” и др.) были удачно экранизированы.