Биография Гиппиус З. Н

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 – 1945)

Зинаида Николаевна Гиппиус – поэт, прозаик, критик. В 70-е гг. 19 в. ее отец служил товарищем обер-прокурора сената, но вскоре переехал с семьей в Нежин, где получил место председателя суда. После его смерти, в 1881 г., семья переселилась в Москву, а затем в Ялту и Тифлис.

Женской гимназии в Нежине не было, и основам наук Гиппиус обучали домашние учителя. В 80-х гг., живя в Ялте и Тифлисе, Гиппиус увлекается русской классикой, особенно Ф. М. Достоевским.

Выйдя замуж за Д. С. Мережковского, летом 1889 г. Гиппиус вместе с мужем переезжает в Петербург, где и начинает литературную деятельность в кружке символистов, который в 90-е гг. складывается вокруг журнала “Северный вестник” (Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, Ф. Сологуб) и популяризует идеи Бодлера, Ницше, Метерлинка. В русле настроений и тем, свойственных творчеству участников этого кружка, и под влиянием новой западной поэзии начинают определяться поэтические темы и стиль поэзии Гиппиус.

В печати стихи Гиппиус появились впервые в 1888 г. в “Северном вестнике” за подписью Зинаиды

Гиппиус. Позже она берет псевдоним Антон Крайний.

Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, искание новой нездешней красоты (“Мне нужно то, чего нет на свете…”), тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время – жажда одиночества. В этих стихах отразились основные мотивы ранней символической поэзии, ее этический и эстетический максимализм. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится лишь к “тройной бездонности мира”, трем темам – “о человеке, любви и смерти”. Поэтесса мечтала о примирении любви и вечности, но единственный путь к этому видела в смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего.

Эти размышления определили на “вечные темы” определили тональность многих стихов Гиппиус.

В двух первых книгах рассказов Гиппиус господствовали те же настроения. “Новые люди” (1896) и “Зеркала” (1898). Основная мысль их – утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты “во всех ее проявлениях” и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины. В рассказах этих книг – явное влияние идей Достоевского, воспринятых в духе декадентского миропонимания.

В идейно-творческом развитии Гиппиус большую роль сыграла первая русская революция, которая обратила ее к вопросам общественности. Они начинают теперь занимать большое место в ее стихах, рассказах, романах.

После революции выходят сборники рассказов “Черное по белому” (1908), “Лунные муравьи” (1912), романы “Чертова кукла” (1911), “Роман-царевич” (1913). Но, говоря о революции, создавая образы революционеров, Гиппиус утверждает, что истинная революция в России возможна лишь в связи с революцией религиозной (точнее – в результате ее). Вне “революции в духе” социальное преображение – миф, вымысел, игра воображения, в которую могут играть лишь неврастеники-индивидуалисты.

В этом Гиппиус убеждала читателей, изображая в “Чертовой кукле” русскую послереволюционную действительность.

Встретив враждебно октябрьскую революцию, Гиппиус вместе с Мережковским в 1920 г. эмигрировала. Эмигрантское творчество Гиппиус состоит из стихов, воспоминаний, публицистки. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию, пророчествовала ее скорое падение.

Из Эмигрантских изданий наибольший интерес представляет книга стихов “Сияние” (Париж, 1939), два тома воспоминаний “Живые лица” (Прага, 1925), очень субъективных и очень личных, отразивших ее тогдашние общественные и политические взгляды, и незаконченная книга воспоминаний о Мережковском (Гиппиус – Мережковская З. Дмитрий Мережковский – Париж, 1951). Об этой книге даже критик эмигрант Г. Струве сказал, что она требует больших поправок “на пристрастность и даже озлобленность мемуариста”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Биография Гиппиус З. Н