Биография Гете

Иоганн Вольфганг Гете (Goethe) (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне, – 22.3.1832, Веймар), немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний ученый.

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гете учился в Лейпциге (1765-1768) и Страсбурге (1770-1771), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гете познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения “Бури и натиска”. В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гете вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус.

Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: “С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории”. Важное значение имела для Гете дружба с Шиллером (с 1794 года). В Веймаре Гете руководил организованным им в 1791

году театром.

Ранние поэтические произведения Гете (1767-1769) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гете издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году.

Лирика Гете периода “Бури и натиска” – одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гете предстает воплощением природы или в органическом слиянии с ней (“Путник”, 1772, “Песнь Магомета”, 1774). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе (“Песнь странника в бурю”, 1771-1772; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773). Историческая драма “Гец фон Берлихинген” (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны.

В романе “Страдания юного Вертера” (1774) Гете, использовав форму сентиментального романа в письмах, передает драматические личные переживания героя и в то же время создает картину немецкой действительности. В драме “Эгмонт” (1788), начатой еще до переезда в Веймар и связанной с идеями “Бури и натиска”, в центре событий – конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776-1785 – переходное в творческом развитии Гете. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гете о необходимости самоограничения личности (“Границы человечества”, 1778-1781; “Ильменау”, 1783). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гете утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям (“Божественное”, 1782).

В этом противоречивость мировоззрения Гете. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма – особого варианта европейского и немецкого просветительства.

В идее гармонии, воспринятой Гете от И. Винкельмана и разработанной Гете и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счете означало примирение с существующими порядками (драма “Торквато Тассо”, 1780-1789, изд. 1790).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в “Римских элегиях” (1790), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе “Коринфская невеста” (1797) Гете противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия “Ифигения в Тавриде” (1779-1786, изд.

1787) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии – победа человечности над варварством. Великая французская революция получает непосредственное отражение в “Венецианских эпиграммах” (1790, изд. 1796), в драме “Гражданин-генерал” (изд.

1793), новелле “Беседы немецких эмигрантов” (1794-1795). Гете не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признает неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму “Рейнеке-Лис” (1793), обличающую феодальный произвол. В поэме “Герман и Доротея” (1797), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гете сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и “небывалое движение”, развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гете 90-х годов – роман “Годы учения Вильгельма Мейстера” (1793-1796, изд.

1795-1796). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности. Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гете с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга “Поэзия и правда из моей жизни” (ч.

1-4. изд. 1811-1833) охватывает ранний период жизни Гете, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство “Бури и натиска”. “Итальянское путешествие” (т. 1-3, изд. 1816-1829) – замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе “Избирательное сродство” (изд.

1809) Гете поднимает вопрос о свободе чувства, но – под знаком отречения и верности семейным устоям. Роман “Годы странствий Вильгельма Мейстера” (ч. 1-3, 1821-1829), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощенной как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражен в цикле “Западно-восточный диван” (1814-1819, издан в 1819 году), навеянном персийской поэзией.

В публицистике последних лет Гете, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано “Волшебный рог мальчика” (1806-1808), высоко оценивает романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гете выдвигает идею “мировой литературы”, не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства. Трагедия “Фауст” (1-я ч. – 1808, 2-я ч. – 1825-1831) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 века и предваряет проблематику 19 века.

В обработке сюжета Гете опирался на народную книгу о Фаусте (1587), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа.

В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Гете нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Гете снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощенные в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение – таков вывод, к которому, по словам Чернышевского, приходит Гете, обобщая исторический опыт своей эпохи.

История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста. Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита – жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности.

Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия – Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле.

При этом Гете уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 века, Гете сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. “Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!” – таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гете.

Смерть Гете, по словам Г. Гейне, обозначила конец “художественного периода” в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими). В России творения Гете изучались и переводились начиная с 18 в. В переводах принимали участие Василий Жуковский, поэты пушкинского круга, а также Федор Тютчев, К. С. Аксаков, Н. П. Огарев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет. Имеется 23 перевода 1-й части “Фауста”. Первый перевод “Фауста” сделан в 1838 году Э. И. Губером. Лучшими признаны переводы Н. А. Холодковского и Бориса Пастернака.

Стихи Гете переводили Н. Н. Вильмонт, В. В. Левик и др. Широкую известность приобрели рисунки Эжена Делакруа к “Фаусту”. На тему “Эгмонта” сочинил музыку Бетховен (1810). Шарль Гуно написал оперу “Фауст” (1859), Арриго Бойто – оперу “Мефистофель” (1868), Гектор Берлиоз – ораторию “Осуждение Фауста” (1846).

С. В. Тураев. В области естествознания Гете выполнил ряд работ: по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют морфологические исследования Гете.

В труде “Опыт о метаморфозе растений” (1790) им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений. В области сравнительной анатомии животных Гете принадлежит открытие межчелюстной кости у человека (1784, опубликована в 1820 году одновременно с другими анатомическими работами в мемуаре “Вопросы морфологии”, где, в частности, изложены представления Гете о том, что череп состоит из слившихся позвонков). Ему принадлежит самый термин “морфология”. Возражения Гете Исааку Ньютону, открывшему сложный состав белого света, были ошибочны, но его труды по теории цветов сохраняют историческое значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения. Взгляды Гете на единство строения растительного и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Ч. Дарвина.

Л. Я. Бляхер.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Биография Гете