Александр Галич (наст. фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской интеллигентной семье. Отец – Арон Самойлович, экономист, мать – Фанни Борисовна Векслер, работала в консерватории. В 1920-м году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923-м году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке.
В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию “Борис Годунов”. После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. Станиславского. Но Литературный институт бросил. Через три года Галич оставил и Оперно-драматическую студию.
Он перешел в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека (1939). В феврале 1940-го года студия дебютировала спектаклем “Город на заре”, авторство которого было коллективным. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Когда началась война, Галича призвали в армию.
Но медицинская комиссия обнаружила у него врожденный порок сердца и освободила от службы. Галич устроился
в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попадает в театр, в котом работает до декабря 1941-го года. Отсюда Галич уезжает в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.
В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра – “Вас вызывает Таймыр” (в соавторстве с К. Исаевым), “Пути, которые мы выбираем”, “Под счастливой звездой”, “Походный марш”, “За час до рассвета”, “Пароход зовут “Орленок””, “Много ли человеку надо”, а также сценарии фильмов “Верные друзья” (совместно с К. Исаевым), “На семи ветрах”, “Дайте жалобную книгу”, “Третья молодость”, “Бегущая по волнам”.
С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрел огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал свое направление.
Первые песни – “Леночка” (1959), “Про маляров, истопника и теорию относительности” и “Закон природы” (обе 1962) – будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича. Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича “Матросская Тишина”, написанной для создававшегося театра “Современник”.
Уже отрепетированную пьесу запретили показывать, заявив автору, что он искаженно представляет роль евреев в Великой отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в повести “Генеральная репетиция”.
В дальнейшем его песни становились все более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали, и не позволяли выпустить пластинку. Его собирались слушать по домам, его песни передавали друг другу в записях.
Несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. Именно это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза кинематографистов[источник?]. В 1969 г. в издательстве “Посев” вышла книга его песен.
В 1971 г. Галич был исключен из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня “От беды моей пустяковой”), а в 1972 г. – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. Фактически после этого он был доведен до состояния нищенства (он – привыкший к достатку и комфорту). Его не принимали на высокооплачиваемую работу, и он был лишен возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей библиотеки, потом стал подрабатывать “литературным негром” – подправлять чужие сценарии. Но денег все равно не хватало, тем более, что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего внебрачного сына Гриши, рожденного в 1967-м году.
В 1972-м году, после третьего инфаркта, Галич получает вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц.
Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции “Свобода”. Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры.
Существует также версия, что это было убийство, причем версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим – Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучала ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвет имидж диссидентского движения. Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай:
Я, Василий Бетаки, пришел вместе с В. Максимовым, редактором журнала “Континент” в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарники и врач. Врач показал мне и В. Максимову черные полосы на руках от антенны (двурогой) которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув ее вилку в гнездо под напряжением, причем он не заметил нужного гнезда, и чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки, и таким образом воткнул вилку в запрещенное для нее гнездо.
Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами.