Детство, отрочество, юность
Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион, происходил из старинного провинциального дворянского рода, и был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери и его супруги Мари де Фонколомб. В возрасте четырех лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.
В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолете. Машиной управлял знаменитый летчик Габриэль Вроблевски.
Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе (1908 г.), затем с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Мансе – до 1914 года, после чего они продолжили учебу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов, готовился к поступлению в “Эколь Наваль” (проходил подготовительный курс Военно-морского лицея Сент-Луи в Париже), но не прошел по конкурсу. В 1919 году записывается вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры.
Пилот и писатель
Поворотным в его судьбе стал 1921 год – тогда он был призван в армию Франции. Прервав действие отсрочки,
полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского летчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного летчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом.
В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам.
Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.
Лишь в 1926 году Экзюпери нашел свое призвание – стал пилотом компании “Аэропосталь”, доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза – Касабланка, затем Касабланка – Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары.
Памятник Антуану де Сент-Экзюпери в Тарфае
Здесь он пишет свое первое произведение – “Южный почтовый”.
В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман “Южный почтовой”, а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора “Аэропоста – Аргентина”, филиала компании “Аэропосталь”. В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почетного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации.
В июне он лично участвовал в поисках своего друга летчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелете через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет “Ночной полет” и знакомится со своей будущей женой Консуэло.
Пилот и корреспондент
В 1931 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трехмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунсин, но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931 года компания “Аэропосталь” была объявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся на работу в качестве пилота почтовой линии Франция – Южная Америка и обслуживал отрезок Касабланка – Порт-Этьенн – Дакар.
В октябре 1931 года издается “Ночной полет”, и писателю присуждается литературная премия “Фемина”. Он снова берет отпуск и переезжает в Париж.
В феврале 1932 года Экзюпери вновь начинает работать в авиакомпании Латекоэра и летает вторым пилотом на гидроплане, обслуживающем линию Марсель – Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании “Аэропосталь”, вскоре устроил его на работу летчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолета в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолет перевернулся, и он едва успел выбраться из кабины тонущей машины.
В 1934 году Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию “Эр Франс” (бывшая “Аэропосталь”), как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны.
В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты “Пари-Суар”, Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк “Преступление и наказание перед лицом советского правосудия” стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сущность сталинизма.
В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолета С.630 “Симун” и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелете Париж – Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. Первого января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.
В августе 1936 года, согласно договору с газетой “Энтрансижан”, едет в Испанию, где идет гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей.
В январе 1938 года Экзюпери отправляется на борту лайнера “Иль де Франс” в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой “Планета людей”. 15 февраля он начинает перелет Нью-Йорк – Огненная Земля, но терпит тяжелую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.
Война
4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного летчика. Многие пытались убедить Экзюпери в том, что он принесет гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью.
Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своем письме в ноябре 1939 года он пишет: “Я обязан участвовать в этой войне. Все, что я люблю, – под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кто не сволочь, хватают ведра и лопаты.
Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне[1]”.
Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете “Блок-174”, выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде “Военный крест” (фр. Croix de Guerre)[2]. В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США.
Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу “Маленький принц” (1942, опубл. 1943). В 1943 году он вступил в ВВС “Сражающейся Франции” и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть.
Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета “Лайтнинг” Р-38.
Сент-Экзюпери в кабине “Лайтнинга”
“У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь – завтрак в шесть утра, столовую, палатку или беленную известкой комнату, полеты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире – я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода.
У меня есть, что делать и после нее” (из письма Жану Пелисье 9-10 июля 1944 г.[3]).
31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полет и не вернулся.
Обстоятельства гибели
Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.
Браслет Сент-Экзюпери, найденный рыбаком близ Марселя.
На нем было несколько надписей: “Antoine”, “Consuelo” (так звали жену летчика) и “c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA”. Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери.
В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолета были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года.
Специалисты подняли фрагменты самолета. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолета: 2734-L. По американским военным архивам ученые сравнили все номера самолетов, исчезнувших в этот период.
Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолету, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 “Лайтнинг”, модификация F-4 (самолет дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.
Журналы Люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолетах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота.
Согласно публикациям прессы от марта 2008 года[4][5], немецкий ветеран Люфтваффе 88-летний Хорст Рипперт, пилот эскадрильи “Ягдгруппе 200”, заявил о том, что это именно он на своем истребителе “Мессершмитт Ме-109” сбил самолет Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника:
” Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери “
О том, что пилотом сбитого самолета был именно Сент-Экзюпери, немцам стало известно в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска[4]. Отсутствие же соответствующих записей в журналах Люфтваффе связано с тем, что кроме Хорста Рипперта, других свидетелей воздушного боя не было, и этот самолет не был ему официально засчитан как сбитый.[источник не указан 397 дней]
Библиография