ЭКО (Eco) Умберто (р. 5 января 1932, Алессандрия, близ Милана), итальянский филолог, философ, культуролог, писатель. Книги по истории культуры средневековья, проблемам семиотики, сборник эссе “Путешествия в гиперреальность” (1986), “Пять эссе на темы этики” (рус. пер.
1998). В романах “Имя розы” (1980), “Маятник Фуко” (1988), “Остров Накануне” (1994), “Баудолино” (2000) черты исторической, детективной, философо-этической, иронической прозы, построенной на многозначности и исторической изменчивости ключевых понятий человеческого опыта. Теоретик постмодернизма.
Умберто Эко (род. в 1932) – итальянский ученый и писатель, профессор Болонского университета, читает лекции по семиотике. Автор книг “Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского” (1956), “Открытое произведение ” (1962), “Поэтика Джойса” (1966), “Трактат по общей семиотике” (1975). Ему принадлежат романы “Имя розы” (1980), “Маятник Фуко” (1982), “Остров вчерашнего дня” (1994), сборники эссе “Документы по Новому Средневековью” (1973), “Diario minimo” (1992).
Эко придерживается того мнения,
что признаки постмодернистского видения свойственны любой эпохе в периоды духовного кризиса. Именно в эти моменты возникает феномен истаивания индивидуального субъекта, что приводит к невозможности существования личностного стиля, поддерживающего традицию. С этой позиции произведение сохраняет свое смысловое наполнение через общность культуры писателя и читателя, то есть эстетические правила игры известны обоим.
Эко, будучи одним из авторитетных теоретиков постмодернизма, является и автором художественных произведений. Синтез литературной теории и фантазии служит практической цели: писатель – постмодернист объясняет читателю, привыкшему к традиционным реалистическим произведениям, причину появления необычных форм в современном искусстве. Эко всегда подчеркивает, что постмодернизм представляет собой поэтическое осмысление кризисного состояния мира, в котором разрушены позитивистские концепции знания и в котором буржуазно-рационалистическая традиция перестает быть приемлемой.
“Внутренние рецензии” (1972) представляют собой цикл пародий, в которых Эко иронизирует не над предшествующей литературной традицией, а над современным критиком, работающим для массового издания и безграмотно оценивающим эстетические и культурные вершины человечества. Перепоручая неизвестному рецензенту дать характеристику самых знаменитых книг цивилизации, Эко блистательно демонстрирует процесс отбора продукции для массового читателя и принципы оценки любого текста.