Александр Дюма-сын (27 июля 1824 – 27 ноября 1895) – сын Александра Дюма, знаменитый французский драматург, член Французской академии (с 1874)
Мать его была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет он начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, “Peches de jeunesse” (“Грехи юности”); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца (“Aventures de quatre femmes et d’un perroquet” (“Приключения четырех женщин и попугая”), “Le Docteur Servans” (“Доктор Серван”), “Cesarine”, “Le Roman d’une femme”, “Trois hommes forts” etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: “Diane de Lys”, “Un paquet de lettres”, “La dame aux perles”, “Un cas de rupture” и др.
Талант Дюма сказался в полном объеме только тогда, когда он перешел к психологическим драмам. В них
он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм “à thèse” (“идейных”, “тенденциозных” пьес) открыла “La Dame aux Camelias” (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.
В “Даме с камелиями” Дюма выступил защитником “погибших, но милых созданий” и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего ее света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.
На сюжет “Дамы с камелиями” создана опера Джузеппе Верди “Травиата”.
За первой драмой последовали: “Diane de Lys” (1851), “Demi-Monde” (1855), “Question d’argent” (1857), “Fils Naturel” (1858), “Père Prodigue” (1859), “Ami des femmes” (1864), “Les Idees de m-me Aubray” (1867), “Princesse Georges” (1871), “La femme de Claude” (1873), “Monsieur Alphonse” (1873), “L’Etrangère” (1876). Во многих из этих пьес Дюма – не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и т. д. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придает большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм.
Они остаются, тем не менее, серьезными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам – Маргариты Готье, Marceline Delaunay и др. Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: “Princesse de Bagdad” (1881), “Denise” (1885), “Francillon” (1887); кроме того, он написал “Comtesse Romani” в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), “Les Danicheff” – с П. Корвином (подписана Р. Nevsky).
Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах (“Affaire Clmenceau”) и полемических брошюрах. Из последних особенно известны “L’homme-femmine”, “La Question du divorce”, “Recherche de la paternit” и др.