Данте родился в мае или июне 1265 года (под знаком Близнецов). Неизвестны обстоятельства его ранней юности; он сам признает свое первоначальное образование недостаточным.
В 1274 год девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари – это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде видел ее, но впечатление от этой встречи обновилось в нем, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел ее снова уже замужней женщиной и на этот раз увлекся ею. Беатриче становится на всю жизнь “владычицей его помыслов”, прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в ее образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, браков по политическому расчету, какие в то время были приняты.
Семья Данте Алигьери держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати; Данте Алигьери женился (в 1298 году) на Джемме Донати. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, блюдя остатки отцовского
достояния.
Данте Алигьери слагал тогда свои песни в прославление Беатриче, свою “Божественную Комедию”, и в ней Джемма не упомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Беатриче; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте Алигьери, обобщил все это: будто Данте Алигьери женился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену.
Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания – его общественные и политические взгляды и их архаизм.
Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 годах мы встречаем его в числе приоров. В 1302 году он был изгнан вместе со своей партией и никогда более не увидел Флоренции.
Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нем самом и вокруг него, именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определенности, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности.
Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ей каждый момент существования. В 1295 году он слагает повесть своей молодой, обновившей его любви: “Новая жизнь” (“La Vita Nuova”). Смелые и грациозные, порой сознательно грубые образы-фантазии складываются в его Комедии в определенный, строго рассчитанный рисунок.
Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат “О монархии” (“De Monarchia”). Данное произведение – своеобразный апофеоз гуманитарного