Чивилихин Владимир Алексеевич (7.03.1928-9.06.1984), русский писатель и общественный деятель. Его книги пронизаны чувством патриотизма, духовности, любви к природе. Основные произведения: “Про Клаву Иванову” (1964), “Елки-моталки” (1965), “По городам и весям” (1976).
Главная книга Чивилихина “Память” сыграла большую роль в пробуждении русского национального сознания 1980-х.
Чивилихин Владимир Алексеевич (7.03.1928, г. Мариинск, Кемеровская обл. – 9.06.1984, Москва). Отец работал на товарных поездах, погиб в 1938 году. В 13 лет пришел работать слесарем в железнодорожное депо. Окончил желдортехникум на станции Тайга. После войны семья переехала в Чернигов.
Окончил с отличием в 1954 году журфак МГУ. Десть лет посвятил “Комсомольской правде”. Своим учителем в литературе считал Леонида Леонова. Первую книгу “Живая сила” о лесоводах Заполярья выпустил в 1957 году.
Одним из первых повел борьбу за Байкал, опубликовав в 1963 году в журнале “Октябрь” статью “Светлое око Сибири”, в которой доказывал возможный вред от строительства на берегу озера целлюлозно-бумажного
завода. В разные годы разработал предложения о создании кедрового питомника в Сибири, Института природы в Брянске и лаборатории по комплексному изучению научных и прикладных проблем использования кедровых лесов в Томске. В 1969 году Анатолий Софронов, испугавшись партийного гнева, дал команду изрубить в лапшу весь стотысячный тираж трехлистовой книги очерков Чивилихана “Земля в беде”, которая должна была пополнить “Библиотечку “Огонька”.
В 1973 году вместе с Л. Леоновым и В. Песовым написал письмо Л. Брежневу, чтобы в “Основах лесного законодательства” не прошел подготовленный чиновниками пункт об отчуждении леса от земли. В начале 1970-х годов взялся за роман о Запсибе “Дорога”, в процессе работы над которым появилась идея другой книги – “Память”. Как признавался Чивилихин, “работа моя разрастается, получается что-то невообразимо необычное для меня – чудовищно трудоемкое, обильное по материалу. Полез в домонгольскую Русь и даже доваряжскую – душа горит, сколько за два века наворочено предвзятого и ложного, используемого даже сегодня в целях борьбы с моим народом. А декабристы, как символ нравственного величия, пройдут насквозь”.
К сожалению, многие концепции Чивилихина оказались ошибочными. Он, к примеру, видел в декабристах только позитив, не понимая, что они во многом олицетворяли для Росссии разрушающее начало. Лауреат Госпремии СССР (1982) – за книгу “Память”.
Вячеслав ОГРЫЗКО
Чивилихин Владимир Алексеевич (7.03.1928-9.06.1984), писатель. Родился в г. Мариинск Кемеровской обл. Отец Чивилихина работал главным кондуктором на товарных поездах, погиб на производстве в 1937.
Военное детство Чивилихина прошло на станции Тайга. В 13 лет Чивилихин начал трудовую жизнь в железнодорожном депо. Окончил железнодорожный техникум на станции Тайга.
Семья Чивилихина перебирается из Сибири в разрушенный войной Чернигов. В 1954 Чивилихин заканчивает факультет журналистики Московского государственного университета.
Чивилихин – убежденный последователь Л. Леонова, первая встреча с которым произошла в 1957 в Переделкине. Творческие и дружеские связи Чивилихина и Леонова продолжались до смерти.
3 поездки Чивилихина 50-х (1954 – Печора, Воркута, 1957 – на строительство железной дороги в Сибири, 1957 – в Ленинград к студентам Лесотехнической академии, которые работали над проблемой сибирского кедра) дали материал для его произведений. Важнейшие особенности творчества Чивилихина – документальность, подчеркнутая публицистичность. В послесловии (1981) к раннему очерку “Тихая заводь” Чивилихин заметит, что в нем “давняя правда”, “начало всего”. По словам писателя, он “навечно обрек себя на заботы о лесе”.
Публицистические очерки, путевые заметки о природе составили книгу Чивилихина “Любит ли она тебя?” (1968). Чивилихин разъясняет: “Наступило время, когда любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя любила? – вот как стоит ныне вопрос”.
Интерес к документу сделал привлекательным для Чивилихина жанр документальной повести. После поездки писателя в Сибирь им была написана повесть “Серебряные рельсы” (“Саяны”; М., 1958-67). В основе повести лежит подлинный документ – дневник Александра Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, осуществлявших изыскательские работы для трассы будущей железной дороги.
В 1942 все члены экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в авторское повествование, 2 начала – документальное и художественное – составили единство.
Дневник Толи Листопадова, подростка из г. Бахмач, начатый 22 июня 1941 и завершенный с окончанием оккупации, стал одним из источников художественно-документальной повести “Здравствуйте, мама!” (1957-60). В повести о Великой Отечественной войне – все герои реально существовавшие люди.
В 60-е Чивилихин создает несколько повестей, в которых отсутствует документальная основа, но все, о чем рассказывает писатель, он знает досконально, сам был участником многих из описываемых событий: “Про Клаву Иванову” (1963), “Елки-моталки” (1964), “Над уровнем моря” (1964-67), “Пестрый камень” (1969). Точной передачей воздуха, атмосферы времени, характеров героев, их миропонимания выделяется повесть “Про Клаву Иванову”. Место действия – железнодорожное депо.
Герои и обстоятельства переданы через восприятие рабочего Петра Жигалина, который рассказывает “про Клаву Иванову” и людей депо.
Главная книга Чивилихина – “Память” (1968-83). Вторая книга “Памяти” была опубликована ранее первой – в 1981. Первая книга увидела свет в 1984. “Память” вобрала большой творческий опыт писателя предшествующих лет. Ранее он работал над произведениями о современниках.
Но наступило время, когда, по словам Чивилихина, история, течение исторического времени властно захватили его. Писатель постепенно начал понимать, что эта великая и единственная неизменяемая реальность выше всех наук, потому что “связывает настоящее с прошедшим и будущим, ненавязчиво мудро и всесторонне учительствует, царит над нами”. “Память” – путешествие в прошлое. Автор, рассказывая о себе и своем пути, о своей семье, своих путешествиях, делится соображениями по многим философским, этическим, историческим проблемам.
Позиция автора активна. Многолетнее вдумчивое изучение исторических источников (как известных ранее, так и обнаруженных в результате личных разысканий) позволяет Чивилихину делать свои выводы. (Резкое несогласие вызывает у Чивилихина норманнская теория, евразийские идеи, ряд положений, высказанных в работах Л. Н. Гумилева, и многое др.). Мысль автора, его патриотическая позиция цементируют, соединяют в единое целостное произведение экскурсы писателя в историю, далекую и близкую.
В “Памяти” выделяется несколько главных тематических блоков: декабристы, время татаро-монгольского нашествия и борьбы с ним (крупным планом выделена оборона Козельска), “Слово о полку Игореве” и некоторые др. Внутри каждой темы свои ответвления, уточняются многие человеческие судьбы, происходит перестановка акцентов, в научный обиход вводятся новые имена и факты. Исследовательская мысль Чивилихина работает напряженно.
Выводы, к которым приходит писатель, базируются на большом фактическом материале, добытом в результате многолетних поисков.
Историю декабризма Чивилихин дополняет основательным исследованием судеб, воссозданием жизни двух почти забытых декабристов – Н. Мозгалевского и П. Выгодовского. Чивилихин возвращает русской литературе XIX в. имя писателя В. Соколовского.
Писатель обнаруживает глубокие познания в русской средневековой истории, свободно ориентируется в древнерусских летописях, основательно осведомлен в обширнейшей литературе о “Слове о полку Игореве”. Чивилихин обосновывает свою гипотезу об авторе “Слова…”. По его мнению, автором гениального древнерусского произведения является сам кн. Игорь. “Память” написана с позиций глубочайшего уважения к русской культуре.
Не все из того, что было подготовлено Чивилихиным для книги, вошло в “Память”.
Сам Чивилихин обозначил жанровую структуру “Памяти” определением “роман-эссе”. В критике для этой книги выдвинуто несколько номинаций (исторический роман, роман-синтез, историческое повествование эссеистического типа и др.). Вторая часть книги “Память” была удостоена Государственной премии СССР за 1982.