Биография Чичибабина Б. А

Борис Алексеевич Чичибабин (9 января 1923, Кременчуг – 15 декабря 1994, Харьков; настоящая фамилия Полушин) – русский поэт, лауреат Государственной премии СССР (1990), которого иногда относят к так называемым “шестидесятникам”.

Жил в Харькове, на протяжении трех десятилетий был одним из самых известных и любимых представителей творческой интеллигенции города (1950-е – 1980-е годы). С конца 50-х годов его стихотворения в рукописях широко распространялись по всей России. Официальное признание пришло к поэту только в конце жизни, в годы перестройки. Содержание [убрать]

Жизнь и творчество

Б. А. Чичибабин воспитывался в семье офицера, окончил школу на родине Репина – в Чугуеве Харьковской области. Его псевдоним взят в честь двоюродного деда со стороны матери, академика Алексея Евгеньевича Чичибабина, выдающегося ученого в области органической химии и одного из первых советских “невозвращенцев”. В 1940 г. Борис начал учебу на историческом факультете Харьковского университета, но в начале войны был призван в армию и служил на Закавказском фронте.

В 1945 г. поступил

на филологический факультет ХГУ, но уже в июне 1946 г. был арестован и осужден на 5 лет лагерей “за антисоветскую агитацию”. Предположительно[1], причиной ареста были стихи – крамольная скоморошья попевка с рефреном “Мать моя посадница”, где были, например, такие строки:

Пропечи страну дотла,

Песня-поножовщина,

Чтоб на землю не пришла

Новая ежовщина!

В тюрьме Чичибабин написал “Красные помидоры”, а в лагере – “Махорку”, два ярких образца “тюремной лирики”. Эти стихи, положенные на музыку актером и певцом Леонидом (“Лешкой”) Пугачевым, широко разошлись по стране:

Школьные коридоры,

Тихие, не звенят…

Красные помидоры

Кушайте без меня.

Уже в 50-е годы, после возвращения из лагерей, намечаются основные темы поэзии Чичибабина. Это, прежде всего, гражданская лирика, “новый Радищев – гнев и печаль” которого вызывают “государственные хамы”, как в стихотворении 1959 г. “Клянусь на знамени веселом” (“Не умер Сталин”).

К ней примыкает редкая в послевоенной поэзии тема сочувствия угнетенным народам советской империи – крымским татарам, евреям, “попранной вольности” Прибалтики – и солидарности с ними (“Крымские прогулки”, “Еврейскому народу”). Эти мотивы сочетаются у Чичибабина с любовью к России и русскому языку, преклонением перед Пушкиным и Толстым (“Родной язык”), а также с сыновней нежностью к родной Украине:

У меня такой уклон:

Я на юге – россиянин,

А под северным сияньем

Сразу делаюсь хохлом.

В начале 60-х, на волне массового увлечения поэзией, Чичибабин с успехом читает стихи на поэтических вечерах, ведет литературную студию. Из печати выходят четыре сборника его стихов. Однако цензурный гнет, вместе с органически присущей Чичибабину установкой на демократичность и его не изжитым в ту пору революционным романтизмом, привели к тому, что в этих книгах оказалось немало стихов, звучавших декларативно, вполне в духе официоза.

В 1968 году, после вторжения в Чехословакию, даже само название сборника “Плывет Аврора” отталкивало читателей.

Такая потеря индивидуальности привела Чичибабина к глубокому духовному кризису (“…Уходит в ночь мой траурный трамвай”):

Я сам себе растлитель и злодей,

И стыд и боль как должное приемлю,

За то, что все придумывал – людей

И землю.

А хуже всех я выдумал себя…

Выход наметился, когда поэт встретил свою настоящую любовь (“Сонеты к Лиле”). “Уход из дозволенной литературы… был свободным нравственным решением, негромким, но твердым отказом от самой возможности фальши”[2]. Чичибабин возвращается к работе экономистом “в трамвайном управлении”, пишет для себя и для друзей. Его темами остаются любовь, природа, книги. В начале 70-х Чичибабин мучительно переживал эмиграцию своих друзей, благословляя их, а не осуждая:

Дай вам Бог с корней до крон

Без беды в отрыв собраться.

Уходящему – поклон.

Остающемуся – братство.

В 1973 г., после появления сборника в самиздате и публичного чтения резкого стихотворения о “воровских похоронах” Твардовского, Чичибабина исключают из Союза писателей. Его ответ таков:

Нехорошо быть профессионалом:

Стихи живут, как небо и листва.

Что мастера? – Они довольны малым.

А мне, как ветру, мало мастерства.

Благодаря прямоте и отсутствию фальши, поэзия Чичибабина в 70-е – 80-е годы становится известна интеллигенции и за пределами Харькова. В годы перестройки его стихи зазвучали злободневно, насущно, их активно печатают газеты и журналы, выходят итоговые неподцензурные сборники. В 1990 г. за книгу “Колокол” поэт удостоен Государственной премии СССР.

Чичибабин участвует в работе общества “Мемориал”, дает интервью, выезжает в Италию, в Израиль.

Но принять результаты перестройки поэту оказалось непросто. Его “стихи обходят с неприязнью барышника и торгаша”. Чичибабин, которому были “думами близки” и “Россия с Украиной”, и “прибалтийской троицы земля”, и “Армения – Божья любовь”, не смог смириться с распадом Советского Союза, отозвавшись на него исполненным боли “Плачем по утраченной родине”.

“Борис давно понял свое предназначение поэта и следовал ему до конца дней.

(Булат Окуджава)

Похороны Бориса Чичибабина в декабре 1994 г. в Харькове были многолюдны. На улице в центре города, названной в его честь, сооружена мемориальная доска со скульптурным портретом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Биография Чичибабина Б. А