Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Отец Бунина, Алексей Николаевич, в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастополя в 1854 – 1855 годах, потом жил беззаботно, широко.. Это был вспыльчивый, беспечный, но в общем добродушный человек. Разорившись, он поселился на хуторе Озерки…
Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии. Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь. Правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс.
Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.
Писать Бунин начал рано. Писал очерки, зарисовки, стихи. В мае 1887 года журнал “Родина” напечатал стихотворение “Нищий” шестнадцатилетнего Вани Бунина.
С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.
В 1898 году Бунин женился на
гречанке Анне Цакни, пережив перед этим сильную влюбленность и последовавшее за ней сильное разочарование к Варваре Пащенко. Впрочем, по собственному признанию Ивана Алексеевича, Цакни он никогда не любил. В 1910-е годы Бунин много путешествует, выезжая за границу. Он посещает Льва Толстого, знакомится с Чеховым, активно сотрудничает с горьковским издательством “Знание”, знакомится с племянницей председателя первой Думы А. С. Муромцева Верой Муромцевой.
И хотя фактически Вера Николаевна стала “госпожой Буниной” уже в 1906 году, официально зарегистрировать свой брак они смогли лишь в июле 1922 года во Франции. Только к этому времени Бунину удалось добиться развода с Анной Цакни. Вера Николаевна была предана Ивану Алексеевичу до конца его жизни, став ему верной помощницей во всех делах.
Обладая большой духовной силой, помогая стойко переносить все невзгоды и тяготы эмиграции, Вера Николаевна имела еще и великий дар терпения и всепрощения, что было немаловажно при общении с таким трудным и непредсказуемым человеком, каким был Бунин.
После шумного успеха его рассказов в печати появляется, ставшая сразу знаменитой, повесть “Деревня” – первая крупная вещь Бунина. В дореволюционной России Бунин, как говорится, “почивал на лаврах” – трижды ему присуждалась Пушкинская премия; в 1909 году он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.
В 1920 году Бунин с Верой Николаевной, не принявшие ни революцию, ни большевистскую власть, эмигрировали из России, “испив несказанную чашу душевных страданий”, как позже писал Бунин в своей биографии. 28 марта они прибыли в Париж. К литературному творчеству Иван Алексеевич возвращался медленно. Тоска по России, неуверенность в будущем угнетали его.
Потому первый сборник рассказов “Крик”, вышедший за рубежом, составляли только рассказы, написанные в счастливейшее для Бунина время – в 1911-1912 годах.
И все же писатель постепенно преодолел чувство угнетенности. В середине 1920-х годов Бунины переехали в небольшой курортный городок Грас на юге Франции, где поселились на вилле “Бельведер”, а позже обустроились на вилле “Жанет”. Здесь им было суждено прожить большую часть своей жизни, пережить Вторую мировую войну. В 1927 году в Грасе Бунин познакомился с русской поэтессой Галиной Кузнецовой, которая с мужем проводила там отпуск. Бунин был очарован молодой женщиной, она же, в свою очередь, была в восторге от него (а уж Бунин умел очаровывать женщин!).
Их роман получил широкую огласку. Оскорбленный муж уехал, страдала от ревности Вера Николаевна. И здесь произошло невероятное – Иван Алексеевич сумел убедить Веру Николаевну, что его отношения с Галиной чисто платонические, и ничего, кроме отношений учителя и ученицы, у них нет. Вера Николаевна, как это покажется невероятным, поверила. Поверила потому, что без него своей жизни она не представляла.
В результате Галина была приглашена поселиться у Буниных и стать “членом семьи”. Почти пятнадцать лет делила Кузнецова общий кров с Буниным, играя роль приемной дочери и переживая с ними все радости, беды и лишения. Эта любовь Ивана Алексеевича была и счастливой, и мучительно трудной.
Она же оказалась и безмерно драматичной. В 1942 году Кузнецова покинула Бунина, увлекшись оперной певицей Марго Степун. Иван Алексеевич был потрясен, его угнетала не только измена любимой женщины, но и то с кем она изменила! “Как она отравила мне жизнь – до сих пор отравляет!
15 лет! Слабость, безволие…”, – писал он в своем дневнике 18 апреля 1942 года. Эта дружба между Галиной и Марго для Бунина была как кровоточащая рана до конца его жизни.
Но вопреки всем невзгодам, бесконечным лишениям бунинская проза набирала новую высоту. На чужбине вышли книги “Роза Иерихона”, “Митина любовь”, сборники рассказов “Солнечный удар” и “Божье древо”. А в 1930 году был опубликован автобиографический роман “Жизнь Арсеньева” – сплав мемуаров, воспоминаний и лирико-философской прозы.
10 ноября 1933 года газеты в Париже вышли с огромными заголовками “Бунин – Нобелевский лауреат”. Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник.
Русские люди испытали сладчайшее из чувств – благородное чувство национальной гордости. Присуждение Нобелевской премии стало огромным событием и для самого писателя. Пришло признание, а вместе с ним (хотя и на очень короткий период, Бунины были на редкость непрактичны) материальная обеспеченность.
В 1937 году Бунин закончил книгу “Освобождение Толстого”, которая, по мнению специалистов, стала одной из лучших книг во всей литературе о Льве Николаевиче. А в 1943 году в Нью-Йорке выходят “Темные аллеи” – вершина лирической прозы писателя, подлинная энциклопедия любви. В “Темных аллеях” можно найти все – и возвышенные переживания, и противоречивые чувства. Но ближе всего Бунину была любовь чистая, светлая, подобная гармонии земли с небом. В “Темных аллеях” она, как правило, коротка, а порой мгновенна, но ее свет озаряет всю жизнь героя.
Некоторые критики того времени считали, что бунинские “Темные аллеи” опозорили его седины. Ивана Алексеевича это оскорбляло: “Я считаю “Темные аллеи” лучшим, что я написал, а они, фарисеи, не понимают, что это новое слово, новый подход к жизни”. До конца жизни ему пришлось защищать свою любимую книгу от “фарисеев”. Последние годы жизни писатель посвятил работе над книгой о Чехове.
К сожалению, этот труд остался незавершенным. Свою последнюю дневниковую запись Иван Алексеевич сделал 2 мая 1953 года. “Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!” В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался.
Отпевание было торжественным – в русской церкви на улице “Дарю” в Париже при большом стечении народа. Все газеты – и русские, и французские – поместили обширные некрологи. А сами похороны состоялись намного позже, 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе).
Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Рядом с Буниным через семь с половиной лет нашла свой покой верная и самоотверженная спутница его жизни Вера Николаевна Бунина.
Литература.
Елена Васильева, Юрий Пернатьев. “100 знаменитых писателей”, “Фолио” (Харьков), 2001.