Бронте Шарлотта ( 21.06.1816 – 31.03.1855 ) – английская писательница, более известная под своим псевдонимом Коррер-Бэль (Currer-Bell), родилась 21 июня 1816 года в семье сельского священника в Йоркшире. Шарлотте Бронте едва минуло пять лет, когда умерла ее мать, оставив бедному священнику семью из 5 дочерей и сына. Слабый здоровьем и любивший уединение, Патрик Бронте мало обращал внимания на воспитание детей, которые редко и видали его.
Заключенные в изолированно стоявшем у кладбища мрачном церковном доме, дети были предоставлены самим себе и заботам 8-летней старшей сестры Марии, на которую пала обязанность вести скудное хозяйство. Болезненные дети не знали ни веселого детского общества, ни свойственных их возрасту игр и занятий: душевные и умственные их силы развивались и крепли с ненормально ускоренной быстротой в особом замкнутом мире, сотканном из образов и их грез не по-детски настроенной фантазии. Суровая, лишенная разнообразия и теплых красок окружавшая их болотистая местность, невеселая картина кладбища, неприветливость и грубость немногих обывателей, с которыми детям приходилось
сталкиваться – такова была безотрадная действительность, побуждавшая детей еще глубже уйти в свой внутренний идеальный мир, в котором ничего не было похоже на окружающее.
С самого раннего детства одно из любимых занятий Шарлотты было выдумывать фантастические сказки и облекать свои мысли и чувства в сказочную форму. В этих занятиях принимала участие и остальная семья, вплетая причудливые узоры в канву рассказа, задуманного Шарлоттой. Событие, оставившее глубокий след в замкнутой жизни этой странной семьи – было вступление старших сестер, Марии и Елисаветы в школу в Ковэн-Брилже (1824), недалеко от их селения Гаворт.
Неприветливая школа, не давшая никакой пищи для их умственного развития и подорвавшая их без того слабое здоровье – была яркими красками описана Шарлоттой в романе “Jane Eyre”. Не долго, впрочем, оставались сестры в школе. Через год старшая, Мария, больная возвратилась домой и умерла, а чрез несколько месяцев за ней последовала в могилу и вторая сестра, Елисавета. Оставшись старшей в доме, 9-летняя Шарлотта вынуждена была взять на себя обязанности хозяйки и продолжать дома свое образование, в тиши и уединении отдаваясь своей склонности к писательству. В 1835. г. Шарлотта поступила на место гувернантки, но слабое здоровье и непривлекательность жизни в чужом доме вынудили ее отказаться от этих занятий.
Шарлотта задумала вместе с младшими сестрами открыть школу, и, чтобы подготовиться к этому делу, она с сестрой Эмилией решилась пополнить свои знания по французскому языку и литературе на континенте. При материальной поддержке старой тетки, они провели два года в Брюсселе (1842 – 44), и перед нервной, впечатлительной Шарлоттой открылся новый мир, обогативший и расширивший ее кругозор запасом наблюдений другой природы, незнакомых типов и характеров людей, чуждой ей частной и общественной жизни. Возвратившись на родину, сестры наконец решились выступить с первыми плодами своей литературной деятельности. Весной 1846 появился небольшой томик их стихотворений под псевдонимом Koppep (Шарлотта), Эллис (Эмилия) и Актон (Анна) Белль, оставшийся незамеченным публикой. Неудача эта не обескуражила сестер-писательниц и они с тем же увлечением взялись за писание рассказов в прозе: Шарлотта написала повесть “The professor”, Эмилия – “Wuthering Heights”, а Анна – “Agnes Grey”.
Последние две повести нашли себе издателя, a “The professor” был отвергнут всеми. Несмотря на это, Шарлотта с свойственным ей пылом и страстью продолжала свою литературную деятельность. В октябре 1849 года появился ее новый роман “Jane Eyre”, сразу завоевавший себе решительный успех и переведенный на многие европейские языки, в том числе и на русский (Спб., 1857). Немного книг с неизвестным именем автора на заголовке было встречено с таким общим и бесспорным одобрением. Полное пренебрежение ко всякой условности, яркость и сила в обрисовке характеров, неприкрашенный, жизненной правдой дышащий реализм – все это увлекательно действовало на читателя и предвещало появление крупного, оригинального таланта на литературном горизонте.
Картина суровой северной природы с ее грубоватыми, но мужественными типами обывателей, казалось, открывал новый неизвестный литературе мир и вызывал общий интерес к автору, скрывавшемуся под псевдонимом. Но секрет строго сохранялся скромной писательницей. “Shirley”, второй роман Ш. Бронте, вызвавший к себе особый интерес мастерски нарисованной картиной жизни рабочих в провинции, – был написан при крайне грустных обстоятельствах жизни писательницы; в сентябре 1848 г. умер ее брат Патрик Бронте, многообещавший талантливый юноша, после нескольких лет рассеянной жизни, сведшей его в могилу. В декабре 1848 г. умерла Эмилия и в мае 1849 – Анна. Когда после появления второго ее романа (1849) псевдоним Ш. Бронте был раскрыт, перед Шарлоттой открылись двери лучших литературных кружков Лондона, но для болезненной и привыкшей к уединению девушки было тягостно общественное внимание, и она большую часть времени проводила в старом церковном доме в Гаворте.
В 1853 появился ее последний роман “Villette”, который по живому и правдивому описанию жизни в пансионе не уступает первым, но слаб в отношении стройности самой фабулы. В 1854 г., несмотря на приступы недуга, сведшего в могилу ее сестер, Шарлота вышла замуж за священника в приходе своего отца Никольса Белля, но уже 31 марта 1855 она умерла. После ее смерти был издан ее первый литературный опыт, повесть “The Professor”. Шарлотта Бронте считается одной из талантливейших представительниц школы Теккерея, ее любимого писателя. Обладая крайне нервным и впечатлительным темпераментом, она в высокой степени владела тем, что Гете называет секретом гения – способностью проникнуться индивидуальностью и субъективным настроением постороннего лица.
При ограниченном кругозоре наблюдений, она с поразительной яркостью и правдой изображала все, что ей приходилось видеть и чувствовать. Если иногда чрезмерная яркость образов переходит в некоторую грубость красок, а излишний мелодраматизм в положениях и сантиментальное заключение ослабляют художественное впечатление, то полный жизненной правды реализм делает незаметными эти недостатки. Произведения ее сестер Эмилии и Анны хотя и отличаются богатой фантазией, но литературное их значение незначительно. Полное собрание сочин.
Шарлотты и ее сестер издано в 1875 с биографиею Шарлотты.