Леонид Иванович Бородин – ( 04.04.1939 года [Иркутск] Россия)
Родился в семье учителей. Учился в спецшколе МВД, откуда ушел после 20 съезда партии (1956), затем в Иркутском государственном университете (исключен в 1957 за “политическое фрондерство”). В 1962 окончил заочное отделение педагогического института в Улан-Удэ.
Работал учителем истории, воспитателем и директором школ-интернатов. В 1965 вступил в “социал-христианскую” организацию, за участие в которой в 1967 приговорен к 6 годам тюрьмы, где и начал свою литературную деятельность: повести и рассказы “Повесть странного времени”, удостоенная премии французского ПЕН-клуба “Свобода” (1969); Встреча (1970), Гологор (1974).
В 1974-1975 – помощник составителя поездов на станции Очаково в Москве, в 1976-1978 – заместитель директора санэпидемстанции в Петушках (Владимирская обл.). С 1978 публикует в заграничном русском издательстве “Посев” рассказ Вариант (1978; герой – политический террорист), повести Правила игры (1978), посвященная “лагерной” теме, Третья правда (1979), где выведены специфически-национальные типы “праведника”
и “бунтаря” и показано противостояние советскому режиму и русского интеллигента, и мужика, а также роман Расставание (1981-1982) о типичном столичном интеллигенте второй половины 20 в., диссиденте в мыслях и конформисте в поведении. В 1982 Бородин был снова осужден за антисоветскую деятельность, в 1988 досрочно освобожден.
Бородина начинают публиковать на родине, наряду с зарубежными премиями он получает отечественные (правительства Москвы, журналов “Юность” и “Наш современник”, “Роман-газеты”). С 1992 Бородин – главный редактор журнала “Москва”. Основной пафос произведений Бородина – этический выбор, полем действия для которого выступает столкновение личных интересов (“правд”), точкой отсчета – христианская нравственность, а сюжетной канвой – как правило, драматическая, даже трагедийная коллизия (арест малолетним сыном своего отца, сопротивление таежного охотника посягательствам на его свободу, кровавая схватка из-за женщины и т. п.). Персонажи писателя всегда узнаваемы, доказывая – в русле традиций Л. Толстого и Ф. Достоевского – “необыкновенность”, силу и сложность “обычного” человека, его способность к глубоким размышлениям, самооценке и самоосуждению.
Проблеме свободы, рискующей стать эгоизмом, произволом и жестокостью, посвящена повесть Ловушка для Адама (1994), написанная не без влияния традиций Достоевского (Легенда о Великом инквизиторе в Братьях Карамазовых). Лирическая повесть Бородина Год чуда и печали обращена к воспеванию вечных ценностей природы, любви, умению терпеть и прощать. Марии Мнишек, одной из героинь русского “смутного времени” 17 в. (параллели которого с сегодняшней России у Бородина вполне отчетливы), посвящена историческая повесть Царица Смуты (1996).
В беллетристических произведениях Бородина, как и в его активной в 1980-1990-е годы публицистике, отмеченных яркой языковой образностью, склонной к риторическим фигурам и ритмизованной словесной ткани, настойчиво проводится мысль о возрождении российской державности на основе православия.