1836 год.
На улице холодно и слякотно, а в доме Белинских на Базарной площади уютно и тепло. Маменька, Марья Ивановна, хлопочет по хозяйству, отдает распоряжения, что на ужин подавать. А папеньки все нет. Хотя давно уже стемнело, а Григорий Никифорович еще не вернулся со службы. Маменька сердится: знай теперь бедняков принимает.
А какой с них прок? Лучше бы с таким вниманием относился к богатым и знатным пациентам. Ан нет! К ним полнейшее равнодушие.
А с голодранцами нянчится, даже лекарства им бесплатно выдает! В доме самим денег не хватает, а он такой щедрый!
Это ворчание маменьки больно слышать Виссариону. Ведь папенька такой добрый, умный, он бедным помогает, он справедливый. А сам тоже с нетерпением ждет его: ему не терпится поделиться радостью. В его жизни это событие, для их училища тоже.
Не часто в их училище бывают губернские инспектора, а вот сегодня был и его, Виссариона, похвалил за хороший ответ. Скорей бы уж папенька пришел, рассказать бы ему все подробнее. Маменька с братцами уже порадовались вместе с ним. Но папенькиной похвалой он больше дорожит. Вот хлопнула
дверь в передней, наверное, пришел папенька.
Но нет. Это Петр Петрович Иванов, родственник и друг семьи, зашел к Белинским. Он обязательно дождется Григория Никифоровича.
Ну что ж, пока папеньки нет, нужно хорошенько выучить уроки. Виссарион сидит за столом в детской и заучивает наизусть стихи Г. Р. Державина, это его любимый поэт, а еще он с восторгом читает стихи молодого А. С. Пушкина, которые печатаются в журналах и альманахах. Вот было б здорово, если б папенька принес новый журнал. Хорошо сидеть в детской, все здесь так мило. У противоположной стены на диване брат Константин читает маленькому Никанору сказку о Еруслане Лазаревиче.
Виссарион и сам любил эту сказку, а еще “Повесть о приключениях английского милорда”. Весело читать об этих похождениях, но он уже большой, ему 12 лет, и сейчас увлекся чтением романов Вольтера, там совсем другая жизнь, философские размышления глубоко проникают в душу мальчика. А с каким увлечением он окунается в мир прекрасного, читая произведения Карамзина, Дмитриева!
Вот уже и уроки все приготовлены, а папеньки все нет. Без папеньки так скучно. Топ-топ-топ…
Шаги на крыльце в передней.
Уж это, конечно, папенька. Мальчики бегут навстречу ему, а впереди всех братьев Виссарион. Григорий Никифорович стаскивает себя мокрый плащ, снимает грязные сапоги. Мальчики прыгают около него.
Раздевшись, он берет на руки Никанора, ведь он самый маленький. Виссариону не терпится поделиться своими новостями, но он терпеливо будет дожидаться, когда папенька отдохнет, ведь у него был такой трудный день, и, как взрослый, он расскажет все, что было сегодня в училище.
Самая просторная и светлая комната в доме – гостиная. Григорий Никифорович и Петр Петрович проходят туда, мальчики идут следом. Пока в столовой накрывают на стол, в гостиной ведется неторопливая беседа.
Григорий Никифорович рассказывает, где ему сегодня пришлось побывать.
” Ездил сегодня в Тарханы, у Елизаветы Алексеевны Арсеневой внук заболел. Мишель Лермонтов. Болезненный ребенок, но такой рассудительный, степенный не по летам. Очень начитанный. Я думаю, Виссарион, если б ты с ним познакомился, вы бы сошлись и могли бы подружиться.
У него нет близких друзей. Барчонок очень одинок. Бабушка хочет везти его в Москву, устраивать в университетский Благородный пансион.
“Нет уж, папенька, у меня много друзей в нашем училище, а барчонок, наверное, избалованный, пусть ищет себе друзе в своем круге, – сказал Виссарион.
“Папенька, Петр Петрович, – не выдерживает Виссарион, – у нас сегодня было важное событие в училище. К нам приезжал Иван Иванович Лажечников, директор Пензенской мужской гимназии. Он инспектировал училище и бывал на уроках. В нашем классе он многих экзаменовал.
В том числе и меня. Меня он спрашивал дольше всех и задавал много вопросов. Я на все вопросы отвечал скоро и легко и рассказывал не только то, что было в казенном руководстве, но и то, что я почерпнул самостоятельно в других книгах. Он задавал мне вопросы по всем предметам и даже старался меня сбить с толку.
Но я выдержал испытание. И Иван Иванович поцеловал меня в лоб, долго тряс мою руку, произнося похвальные слова, а потом подарил мне книжку с подписью. – Виссарион побежал в детскую и сияющий принес на показ книгу. Петр Петрович ласково похлопал Виссариона по плечу, а растроганный Григорий Никифорович обнял сына и сказал:
“Учись, сын, только знания помогут тебе выйти в люди и сделать карьеру. Только трудом ты сможешь достичь положения в обществе и послужить на благо государству и народу.
Всем приятно, а Виссарион сиял от радости, ему даже было немного неловко от такого внимания. Но в то же время его не покидало чувство собственного достоинства от заслуженной похвалы.
“Не хотелось бы портить настроения присутствующим, но у меня сегодня были совсем другие встречи, и кроме как неприятностей я от них ничего не получил. Одно событие меня особенно потрясло. На пути из Тархан я заехал в деревню помещика К., чтобы освидетельствовать крестьянина. Многое я видел в своей практике, с каким только произволом мне ни приходилось сталкиваться, но то, с чем встретился сегодня, меня просто потрясло.
Крепостной был жестоко избит помещиком, а потом посажен на собачью цепь. Я честно указал все в медицинском акте обследования: и опухоли на голове и груди, и шишки, и другие знаки по всему телу. Помещик пытался склонить меня написать другой акт, указав причину повреждений совсем другую. А когда я с гневом отверг его предложения, он обругал меня, назвал голодранцем.
Как может сердце выдержать такое. Все в душе моей всколыхнулось, я чуть не расплакался от бессилия. Петр Петрович, прошу тебя как друга, ты как секретарь уездного суда, не позволь этому делу затеряться среди множества бумаг.
Маленький Виссарион слушал, и кулачки сжимались от гнева, и адским огнем закипала кровь. Он с детства ненавидел рабство и произвол. Он вспомнил, как любил бывать на шумных чембарских ярмарках, бродить между возами и торговыми рядами, слушая шутки и поговорки балагуров. И как сердце проникалось жалостью и ненавистью, когда он видел картины чудовищной жестокости – торговлю крепостными.
Да, он будет хорошо учиться, он будет готовиться для поступления в университет, чтобы потом посвятить свою жизнь для борьбы с произволом и насилием, для освобождения крестьян от рабства.