Биография Авдеева М. В

Авдеев Михаил Васильевич (1821-1876)

Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана, известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества ”Филаретов”.

Окончив гимназию в Уфе, Авдеев поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку в чине капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения.

В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М. Л. Михайлова). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И. С. Тургеневым. Позже Авдеев вернулся в Россию.

Литературная деятельность его началась еще в сороковых годах.

Умный, начитанный и восприимчивый, Авдеев чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений – провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, который был для Авдеева учителем и образцом, и которому посвящен его ”Подводный камень”. Первый и шумный успех создала писателю его трилогия (”Варенька”, ”Записки Тамарина” и ”Иванов”), печатавшаяся в ”Современнике” в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием ”Тамарин”.

Долгая жизнь в провинции дала Авдееву возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово ”Тамарин” сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества Авдеева. Сотрудничая в ”Современнике”, ”Отечественных Записках”, ”Библиотеке для чтения”, ”Санкт-Петербургских Ведомостях” и других органах, он выступал и в качестве беллетриста (”Ясные дни”, ”Огненный змей”, ”Порядочный человек”, ”Приличная партия”), и как автор путевых писем (”Поездка на кумыс”, ”Письма из Петербурга”, ”Из деревни”, ”Дорожные заметки”, ”Из-за границы”), и как фельетонист (фельетоны в ”Современнике” 1852-1853 годы, под псевдонимом ”Пустой человек”), и как корреспондент из Оренбургского края (в ”Дне” Аксакова, 1861-1862).

Первое десятилетие литературной деятельности Авдеева завершилось лучшим его произведением – романом ”Подводный камень” (в ”Современнике” 1860 года, потом отдельно). Сюжет теперь забытого романа сводится к тому, что молодая девушка, дочь помещицы, Наташа Любанина, встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом – незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное влияние и, наконец, влюбляется в него. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, пока на сцену не появляется друг детства Наташи, прежде студент, потом литератор и общественный деятель из ”новых”, Комлев. Его характерная личность, новые взгляды, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, который не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя сильно страдает. Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю любовь и уважение мужа.

Сюжет прост и не нов; критика указывала Авдееву, что он близок к сюжету ”Жака” Ж. Санд, ”Полиньки Сакс” Дружинина и других романов. ”Подводный камень” имел, однако, огромный успех; во-первых, он появился, как нельзя кстати, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный, простой и ясный, тургеневской складки, язык; стройный план, без излишних подробностей и пристроек; несколько отчетливо очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; наконец, тонкий и глубоко правдивый анализ сложных переживаний двух главных героев, – все это ставило ”Подводный камень” в первый ряд тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и теперь читается с интересом; в нем легко уловить любопытные черты ”лишних людей” (в лице Соковлина) и ”реалистов” базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора – на стороне первых, а ”новых людей” он не прочь упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем.

Литературные идеологи ”новых людей” это чувствовали и, когда Авдеев выступил в 1868 году с новым романом, ”Между двух огней”, встретили его неблагосклонно. Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения Авдеева (”Магдалина”, ”Сухая любовь”, ”Пестренькая жизнь”). Последним беллетристическим произведением писателя был роман ”В сороковых годах”, напечатанный в ”Вестнике Европы” в 1876 году, по смерти автора, и изображающий кружок Белинского и Герцена.

Стихов Авдеев не печатал совсем, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): ”Мещанская семья”, шедшая на Александринской сцене в сезон 1868-1869 и имевшая очень скромный успех. Особо следует упомянуть одну работу Авдеева, печатавшуюся сначала в ”Неделе” и потом вышедшую в 1874 году отдельно – ”Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет”. В этой книжке даются легкие, меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики: Чацкого, Онегина, Печорина, ”лишних людей”, Рудина, Инсарова, Базарова; ”героинь”: Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из ”Затишья”, Лизы из ”Дворянского гнезда”, Натальи (”Рудин”), Елены (”Накануне”) и ”новых женщин”.

Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие.

Авдеев пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики. О нем писали: Аполлон Григорьев, Дружинин, Шелгунов, П. Ткачев, М. Цебрикова, Скабичевский, С. А. Венгеров, П. Боборыкин.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Биография Авдеева М. В