Дата рождения 26.08 – 1880; Дата смерти 09.11 – 1918
Французский поэт, классик французской литературы ХХ столетия Гийом Аполлинер (26.8.1880, Рим, – 9.11.1918, Париж) родился в семье польской аристократки и итальянского офицера, был крещен как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Получил образование в Монте-Карло, впоследствии перебрался в Париж.
Некоторое время работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе. В 1913 году был опубликован поэтический сборник “Алкоголь”, который считается высшим достижением Аполлинера-поэта. В книге стихов “Алкоголь.
1898-1913″ (1913) – интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную “глоткой Парижа” (“Вандемьер”), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов “В тюрьме Сантэ”; в тюрьму Аполлинер попал по ложному обвинению в 1911).
В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне Аполлинер воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл “Vitam impendere amori” – “Жизнь посвятить
любви”, 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть “Разлагающийся чародей”, 1908), кубизм (“Эстетические размышления. Художники-кубисты”, 1913), футуризм (“футуристическая антитрадиция, манифест-синтез”, 1913) или сюрреализм (драма “Сосцы Тиресия”, пост.
1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество Аполлинера. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу – доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл “Ересиарх и К°”, 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы “Поэт убиенный”, 1916), к “новому” реализму (“Новый смысл и поэты”, речь Аполлинера 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет “время революций”. В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу – одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные “прекрасной даме”, в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник “Послания к Лу”, 1915, изд.
1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны (“Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны.
1913-1916″, 1918).
Итоговое раздумье Аполлинера в мистерии-буфф “Цвет времени” (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество “зари над сумерками” восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
Поэт скончался в Париже от гриппа незадолго до подписания перемирия в войне, 9 ноября 1918 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.