АПДАЙК (Updike) Джон Хойер (18 марта 1932, Шиллингтон, шт. Пенсильвания – 28 января 2009, шт. Массачусетс), американский писатель; прозаик, эссеист, поэт.
Получил образование в Гарвардском университете и Оксфорде, в 1955-57 работал в “Нью-Йоркере”,одном из самых престижных литературных журналов США. Характеризуя собственное творчество в многочисленных интервью (они собраны в книге “Разговоры с Джоном Апдайком”, 1994) и критических статьях, нередко представляющих собой автокомментарий (сборники “Подобранные заметки”,1975, “Гребу вдоль берега”, 1983), Апдайк обычно называет своими учителями Дж. Джойса, Х. Л. Борхеса, В. В. Набокова и соотносит свои произведения с модернистской эстетической традицией.
Скончался 28 января 2009 года от рака легких в хосписе недалеко от своего дома (шт. Массачусетс).
Художественное кредо
Романам и рассказам Апдайка присущи изощренность повествовательных ходов, активное использование мифологических параллелей, завуалированных литературных реминисценций, внутреннего монолога, контрапункта и других художественных решений, отличающих
литературу 20 в. Однако у него сложность композиции не становится самоценной и орнаментальной. По убеждению Апдайка, “смысл поиска новой формы, новой структуры романа всегда в том, чтобы по-новому выразить, в сущности, одни и те же неумирающие сюжеты”. Важнейший из “вечных” сюжетов для Апдайка – поиски неэфемерных ценностей во времена духовной и нравственной апатии, которая, на его взгляд, характеризует современную жизнь, и стремление героев найти объяснение и оправдание собственной жизни, чаще всего несложившейся, обезображенной атмосферой “грубо материального мира”, до большей или меньшей степени подчиненной принятым в нем стереотипам социального поведения.
Наиболее полно и художественно убедительно эта проблема воплощена в романе “Кентавр” (1963). История провинциального школьного учителя, каким был и отец Апдайка, соотносится с сюжетом героического мифа о кентавре Хироне, олицетворяющем “высший мир вдохновения и добра”. Однако герой, устремленный к “возвышенному”, оказывается пленником “мира грязи, стяжательства, сумерек”, и его душевные порывы, как правило, остаются неосуществленными.
Главная тема
Начиная с первых произведений, для Апдайка стали типичными мотивы медленного, но необратимого измельчания личности, упадка и оскудения ее духовного потенциала, кризиса веры, подменяемой безразличием или нигилизмом. Чаще всего эти мотивы соотносятся в его творчестве с изображением судеб обывателей, добившихся материального благоденствия, однако преследуемых смутным ощущением бесцельности своей внешне обустроенной жизни и стремящихся разнообразить пустоту бесцветной будничности посредством всевозможных суррогатов (беспорядочные любовные связи, наркотики и т. п.) интенсивного, яркого существования. Сочетание ярких сатирических красок с ностальгической тональностью, которую создает нескрываемое сочувствие автора своим персонажам (для него они прежде всего жертвы времени, хотя писатель и не снимает с них ответственности за шаткость этических понятий), помогло Апдайку создать многогранную картину жизни “среднего американца” 1950-70-х годов.
Тетралогия о Кролике
Наиболее важны в этом отношении романы “Супружеские пары” (1968) и особенно тетралогия, десятилетие за десятилетием воссоздающая перипетии судьбы заурядного провинциала, который школьником блистал на баскетбольной площадке, затем стал продавцом мебельного магазина и, наконец, средней руки бизнесменом (“Кролик, беги”, 1960, “Кролик исцелился”,1971, “Кролик разбогател”, 1981, “Кролик успокоился”,1990). Герой этого цикла романов, лишенный собственной позиции, бездумно перенимает те веяния, которые, сменяя друг друга, поочередно доминируют в американской социальной жизни: он человек, порабощенный мифологией “общества потребления”, в котором вульгарное преуспеяние объявлено высшим идеалом, затем свидетель и невольный участник молодежного движения 1960-х годов и энтузиаст “сексуальной революции”, хотя так и не обретший истинной свободы от нравственных табу и презрения к чувству собственности. Разбогатев, он перенимает крайне консервативные, официозные взгляды, смертельно опасается любой, даже мифической угрозы своему житейскому благополучию, однако все так же томим сомнениями в истинности ценностей, выбранных им для себя.
В последнем посвященном ему романе герой одинок, его жизнь бесцельна, а смерть лишена какой бы то ни было одухотворенности. Для Апдайка этапы этой эволюции совпадают с основными вехами исторической жизни Америки второй половины 20 в.
Цикл романов о Кролике явился одним из важных художественных обретений послевоенного американского романа, который обращен к созданию хроники времени, постигнутого и запечатленного в его социальных конфликтах, впрямую затрагивающих судьбы и формирующих мирочувствование миллионов рядовых людей.