Биографическая литература для детей начала ХХ века

Влияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а произведения их входили в круг детского и юношеского чтения.

В возросшем интересе к исторической тематике, к историко-биографической и научно-популярной литературе для детей тоже сказалось влияние декабристов. Много раз переводилась на русский язык книга “Сравнительные жизнеописания” о жизни и деятельности великих людей, написанная древнегреческим писателем Плутархом (46-126 гг. н. э.). В литературе понятие “плутарх” приобрело новый, более широкий смысл. Так стали называть особый тип книг историко-биографического жанра, составивших серию жизнеописаний великих людей. Эти книги были созданы французскими писателями Пьером Бланшардом и Катрин Жозеф Пропиак.

Одну из этих популярных книг – “Плутарх для молодых девиц” – перевел будущий декабрист Федор Глинка. “Плутарх для молодых девиц” – четырехтомный сборник, в который

вошли биографии 76 знаменитых женщин разных эпох и разных народов. “Плутархи” не просто были переведены – они были переработаны в русских изданиях.

В переработке “Плутархов” сказалось стремление ознакомить русских детей с национальными героями. Так, французская книга “Плутарх для юношества”, изданная в Москве в 1809 году, пополнилась “жизнеописанием знаменитейших россиян” – от князя Святослава до полководца Суворова. В третье издание этой книги, в 1823 году, вошли новые главы, в частности о героях войны 1812 года Кутузове и Багратионе. На содержании этих глав сказалось влияние идей декабристов.

В них подчеркивается близость полководцев к народу и отчужденность от царского двора, особенно в главе о Кутузове.

В первой половине XIX века продолжает развиваться научно-популярная книга для детей. Произведения познавательные, особенно географические и природоведческие, очень распространены в этот период. Они были разных жанров: энциклопедии, складные глобусы, лото научного характера, альбомы с гравюрами и маленькими очерками, описания путешествий. Одной из наиболее популярных была книга известного ученого П. С. Пал-ласа “Путешествие по разным провинциям Государства Российского”.

О ней тепло вспоминают Н. И. Пирогов, А. А. Бестужев, А. И. Герцен, читавшие эту книгу в детстве.

После поражения декабристов в 1825 году в области просвещения, культуры, литературы активизировались реакционные силы. В литературе для детей и юношества их представляли писатели Борис Федоров, Виктор Бурьянов, Александра Ишимова и некоторые другие. Они пытались воспитывать детей в верноподданнических традициях, создавали в течение многих лет массу низкопробных в художественном отношении произведений.

Невозможно говорить всерьез о каком-то творческом методе этих писателей или принадлежности их к тому или иному литературному направлению. Они выступали чаще всего как подражатели сентиментализма, заимствуя в этом литературном направлении его слабые черты: чувствительность, слезливость, идилличность, многословие. Одним из самых плодовитых авторов детских книг был Борис Федоров (1794-1875).

Он ловко спекулировал на потребности читателей-детей в разнообразных книжках и играх. Одно за другим появлялись его “сочинения”: “Детские стихотворения”, “Сто новых детских повестей”, “Детский театр”, Для Федорова типично, например, такое “творение”:

Вот роза, всех цветов царица,

Блестит румянца красотой,

Как утра майского денница,

И дышит сладостной весной.

(“Детская ботаника”.)

Федоров очень любит поучать:

Ты не робей,

Владеть умей

Своим коньком;

А чуть не так,

Попал впросак,

Упал бочком,

Лежи ничком.

(“Конек”.)

Поучение и морализация проникают у него и в названия рассказов: “Скромный Эрнест”, “Болтливая Дашенька”, “Старательная Варенька”, “Небрежная Аннушка”. В журнале “Новая детская библиотека”, который издавал сам Б. Федоров, эти рассказы помещались под рубрикой “Нравственные примеры”. Имя Б. Федорова стало в русской критике синонимом бездарного и бесцеремонного коммерсанта от литературы.

Первой профессиональной писательницей в литературе была Александра Осиповна Ишимова (1806- 1881). Она писала занимательно, умело строила повествование в многочисленных книгах для детей от мала до велика: “Чтение для детей первого возраста”; “Бабушкины уроки, или Русская история в разговорах для маленьких детей”; “История России в рассказах для детей”. Но книги А. Ишимовой были пронизаны реакционными идеями.

Освободительные войны и выступления крестьян она называла “разбоем”, “моровой язвой”. Исторические события она объясняла идеалистически, ссылаясь на предопределенность их божьей волей.

В. Г. Белинский в своих рецензиях предугадал недолговечность ее исторических произведений, в которых, по его меткому выражению, “нет совсем истории”.

Много книг, проповедовавших преданность царю, покорность помещикам, верность церковным устоям, написал Виктор Бурьянов (псевдоним В. П. Бурнашева) (1809-1888). Его стихи, рассказы и повести “Белокурая коса”, “Волшебный остров” очень похожи на подобные же “сочинения” Бориса Федорова. Кроме того, ему принадлежат научно-популярные книги, так называемые “прогулки”: “Прогулка с детьми по земному шару”, “Прогулка с детьми по России”. Писал Бурьянов наспех, допуская нелепости и несообразности: описывая Крым, он может по соседству поместить “мохнатые утесы”, нависшие над рекой; дикого вепря, мчащегося “в густоте лесов”; “кровожадную гиену”, “устремившую ужасный взор на барана, зашедшего по неосторожности в это дикое место”, и “луг, покрытый народом, гуляющим около лавочек”.

В. Бурьянову как писателю дали резкую оценку Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Известный писатель Лесков рассказал о его незавидной судьбе в очерке “Первенец русской темы”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Биографическая литература для детей начала ХХ века