Автор записок
Характеристика литературного героя
Человек из подполья – герой “Записок из подполья” Ф. М. Достоевского (1864), от лица которого они ведутся. Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в “углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательст-ву”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”.
Проявляя ум и мужество, он исследует собственное сознание, так определяя цель своей исповеди – “испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?”. Герой бунтует против открытых современной наукой законов природы, “каменная стена” которых – “несомненность” только для “тупого”, посредственного человека, деятеля. “Врет” наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле “способности жить”, и “расчислена” по “табличке”. “Хотенье” – вот “проявление всей жизни… и с рассудком, и со всеми почесываниями”. Вопреки “научным”
выводам социализма о человеческой природе и человеческом благе он отстаивает свое право к “положительному благоразумию примешать пошлейшую глупость”, чтобы подтвердить, что “люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши”.
В “отрицательный век” он тоскует по идеалу, способному удовлетворить его внутреннюю “широкость”. Это не наслаждение, не карьера и не “хрустальный дворец” социалистов, отнимающий у человека свободу выбора, суживающий личность: ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и хаоса, разрушения, страдания. Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. В 24 года, еще служа, он как-то забрел в трактир, где случайно заслонил дорогу офицеру.
Тот молча передвинул “низенького и истощенного” человека на другое место. Несколько лет герой стремился отомстить за пренебрежение и успокоился, лишь толкнув “обидчика” в плечо на Невском. “Деспот в душе”, он не способен к дружбе, стремясь к полновластному господству над людьми и обстоятельствами, наподобие автора литературного произведения. Но “действительность” не подчиняется законам литературы.
Стыдясь самого себя и понимая, что “подполье” есть “нравственное растление”, герой не может преодолеть страх перед “живой жизнью”. Несмотря на генетическую связь с Голядкиным (“Двойник”) и Мечтателем (“Белые ночи”), это новый тип героя Достоевского, человек с “разорванным сознанием”, чьи черты впоследствии так или иначе воплотились в образах Раскольникова, Ставрогина, Аркадия Долгорукого, Версилова, Карамазовых и др. “Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону”, – писал Достоевский.