Заметную трансформацию претерпевает в те годы и драматургия. Арман Салакру (род. в 1899 г.) из числа многих отошедших от сюрреализма писателей. С сюрреализмом связаны пьесы Салакру 20-х годов.
В 30-е годы в его драматургии все определеннее обозначается социально-сатирическая антибуржуазная тенденция (“Человек, подобный другим”, 1936), даже с уловимым антифашистски”! оттенком (“Земля кругла”, 1938). Но в драматургии, в сравнении с прозой, вторжение общественно-политической проблематики было затруднено, не всегда знаменовало развитие реализма. В 20-30-е годы на французской сцене закрепилась традиция эффектного театрального зрелища. Многим она обязана творчеству Жана Жироду (1882-1944).
Жироду стал известен в 20-е годы, после публикации нескольких романов (“Белла” и др.). В их коллизиях и сюжетах уже тогда отражались политические события 10-20-х годов. Однако в романах Жироду появились “странности”- как черта его художественного метода: разрушение логических связей, совмещение реального и нереального и т. п. Этот принцип Жироду развил в драматургии.
Значительная часть
пьес Жана Жироду – “перелицованные” античные сюжеты. Он стал создателем “мифологического театра”, одного из главных направлений французской драмы XX века. По сравнению с романами, в “перелицованной” драме Жироду усиливается вневременной, условно-сказочный характер изображенного мира. Прошлое модернизируется, традиционные ситуации наполняются намеками на современность, тогда как современность рядится в костюмы далекого прошлого.
Комический эффект такого соотношения велик; Жироду остроумен, исключительно изобретателен, хотя зачастую поверхностен, увлекается внешними эффектами; сказывается стремление к самодовлеющей театральности. Например, в пьесе “Амфитрион 38” (1929) напрасно было бы искать глубокие и оригинальные мысли, но там есть очень забавное столкновение богов и людей, есть комические эпизоды, изображающие попытки Юпитера соблазнять смертных женщин и поведение Алкмены, которая верна своему мужу Амфитриону и пытается поэтому обмануть бога. Пьесы Жана Жироду – не просто эффектное зрелище, созданное виртуозом-комедиографом. Основа “мифологического театра” – релятивизм и глубочайший пессимизм. Не случайно экзистенциалистская драматургия во Франции (Сартр, Камю, Ануй) родственно близка драматургии Жироду и развивала даже “мифологический” жанр.
Изображенный Жироду маскарад исторических эпох соответствовал экзистенциалистскому отрицанию закономерности исторического процесса. Драматургия Жироду поэтому противостояла народному театру Роллана и близких ему художников, противостояла “Робеспьеру” с его историзмом, с его проникновением в сущность эпохи и пафосом утверждения революции. Однако и творчество Жи-роду в 30-е годы заметно менялось. В 1935 году впервые была представлена его драма “Троянской войны не будет”. Здесь известные легендарные герои – Елена, дочь Зевса и Леды, похитивший Елену красавец Парис, Гектор, вещая Кассандра и т. п. Однако это все дано в масштабах обыкновенного современного человека.
Легендарное и величественное снижается в комических ситуациях и забавных диалогах героев, острословов, ведущих словесные дуэли. Через эффектные реплики и пикантные разговоры пробивается назойливая и неотвратимая тема – тема войны. Что бы ни делали герои – все, что происходит, воспринимается как недолгий перерыв между войнами: “Эта война – последняя.
А за ней другая”. Неотвратимость войны особенно резко воспринимается благодаря контрасту с разумностью и сдержанностью героев пьесы, осознанностью их поведения, логичностью поступков. “Троянской войны не будет”:- политическая трагикомедия с актуальнейшим содержанием, с такой острой для 30-х годов темой, как тема войны. Но мифологическое убранство и в этой пьесе Жироду – важнейший элемент его концепции: драмы наших современников могут сыграть и персонажи из далекого прошлого-ничто, в сущности, не изменилось за многие сотни лет человеческой истории, уверяет Жироду. Пьеса “Троянской войны не будет” предваряет последнюю драму Жироду – “Безумная из Шайо” (поставлена в 1946 году). Далека беззаботность “Амфитриона 38”; теперь мир кажется зловещим, попавшим в плен жадных промышленников, нахальных и преступных дельцов.
Устранены даже внешние различия эпох. Конкретизация зла (“деньги – зло мира”) сопровождалась в искусстве Жироду созданием утопической картины общества, где воцарившееся зло уничтожается безумной старухой, нетерпимой к пошлости и подлости буржуазных предпринимателей, несущих миру “нищету и войны”.