По мнению известного критика Н. Скатова, “никто ни до, ни после Пушкина уже не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви… Любви – в зародыше, в развитии, в становлении, в изжитости, любви в разнообразнейших состояниях…”. Одно из таких мимолетных состояний, неповторимых частичек бытия поэт запечатлел в стихотворении “Я помню чудное мгновенье”.
Послание это написано под влиянием увлечения поэта юной красавицей, Анной Петровной Керн. Впервые он увидел ее в Петербурге в 1819 году. Затем, несколько лет спустя, им суждено было встретиться вновь. Именно тогда и родились эти строки: “Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…”
Однако, безусловно, мы не можем рассматривать это по слание в чисто биографическом плане – это упрощало бы смысл и содержание его. Как замечает Я. Скатов, “К ” в данном случае “деликатное сокрытие определенного лица. Здесь есть обращение к…высокому, небесному и необъятному…”.
Да и сам образ героини у Пушкина обрисован фрагментарно, лишен каких-либо характерных, узнаваемых черт.
“Мимолетное виденье”, “гений чистой красоты”, “голос нежный”, “милые черты”, “небесные черты”, “божество” – перед нами предстает некий идеал, совершенство.
Действие в стихотворении начинается с малого мгновенья, с одной странички в жизни лирического героя:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Затем через чувства и эмоции мы все больше погружаемся в эту жизнь, в ее атмосферу, проясняя для себя одновременно и внутренний облик героя:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Одновременно проясняется и непростая судьба героя: “Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты”, “В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои”. Стоит заметить, что в этих строках исследователи зачастую ищут намеки на пушкинскую биографию. Однако думается, в большей мере речь здесь идет о самом мироощущении поэта.
Жизнь, лишенная любви и красоты, для него может сравниться с “мраком заточенья”, с духовным пленом.
Характерно, что в исповеди героя о “томленьях грусти безнадежной”, о шумной суете жизни, об ударах судьбы везде сохраняются одинаковые, ровные, размеренные интонации. И вдруг судьба посылает нечаянную встречу И интонации героя постепенно начинают меняться: тихая, покойная радость встречи, сравниваемая с пробуждением души, внезапно переходит в резкий эмоциональный всплеск – все чувства героя оказываются живы в его душе, они вырываются и с огромной силой вновь охватывают его. И торжествующий голос влюбленного больше уже не затихает, а устремляется вперед и ввысь, в небеса:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Здесь возникает мотив вновь обретенного вдохновенья, восторга, вновь обретенной способности радоваться жизни, безусловно, любовь здесь доминирует над всеми человеческими чувствами, определяя все состояния лирического героя.
Послание написано четырехстопным ямбом, композиционно в стихотворении выделяются две части. Первая часть – это непростая судьба героя, его жизнь “в глуши, во мраке заточенья”, “томленье грусти безнадежной”, проникнутое воспоминанием о “чудном мгновенье”, о своем былом впечатлении. Вторая часть – это реальное воплощение “чудного мгновенья”, сохраненного в памяти.
Как замечает Н. Л. Степанов, смысловое и мелодическое единство, целостность стихотворению придают “интонационно-синтаксические подхваты и повторы, создающие… романсную напевность стиха”. Так, одни и те же строки (“Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты”) повторяются в первой и пятой строфе. Повтор эпитета (“голос нежный”) присутствует во второй и третьей строфе.
Замечаем сходство эпитетов во второй и третьей строфе: “милые черты” – “небесные черты”.
Кроме того, отметим повтор слов в четвертой и шестой строфе. В прошлом жизнь героя была мрачной и унылой, “Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви”, – в настоящем же все чувства оживают, в сердце воскресает “И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь”. Это повторение уже подчеркивает контраст двух частей, контраст прошлого и настоящего героя. Однако в финале это противопоставление снимается, благодаря повторению сюжетной ситуации начала.
В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.
В послании использованы инверсия (“передо мной явилась ты”), сравнения и эмоциональные эпитеты (“Как мимолетное виденье”, “как гений чистой красоты”, “небесные черты”, “голос нежный”, “шумной суеты”), бессоюзие (“Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви”), многосоюзие (“И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь”), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения.
“Я помню чудное мгновенье” – это шедевр пушкинской любовной лирики. Это стихотворение о вечной загадке Женщины, о красоте, о тайнах человеческого сердца. Но это еще и размышление о суетном и вечном, дума о прихотливости судьбы, о капризах счастья. “Тревоги шумной суеты” – это рутина повседневности, поглощающая чувства и впечатления лирического героя, наслаивающая в сознании его новые и новые эмоции.
Любовь, красота и вдохновенье – это то, что вечно и неизменно.