Анализ стихотворения Вознесенского А. А. “Судьба как ракета летит по параболе”

Стихотворение А. А. Вознесенского “Судьба, как ракета, летит по параболе…” воплощает флибустьерский дух шести­десятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмо­сфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизнен­ных невзгод.

В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и короче идти) и путь по параболе (через творческие муки и поиски собственного “я”). В качестве при­мера судьбы с интересной траекторией автор приводит био­графию художника Гогена, который сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир высокого искусства.

Символом признания таланта художника в стихотворе­нии становится Лувр. А. А. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность войти в профессию через “главный порог”: по традиционному академическому пути, копируя “райские кущи”, как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты щедро оплачивала церковь, делая доро­гие заказы. Но Гоген предпочел рисовать

то, что хотел, и жить, как хотел.

Отстранившись от цивилизации, он много лет прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для европейского глаза экзотиче­скую природу.

Однако истинного творца всегда ожидает признание, по­этому Гоген все равно попал в Лувр (символ ведущих музеев мира в данном случае), “параболой гневно пробив потолок!”.

От судьбы Гогена А. А. Вознесенский обращается к жизни лирического героя – своего молодого современника, который уезжает то в Грузию, то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести тихое семейное сча­стье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом разлуки в стихотворе­нии становятся “простывшие плечики” и “земные и озябшие” позывные любимой женщины.

В эпоху космических открытий образ летящей по параболе ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомнен­но, выглядел модным и актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: “полет” и “приземление”. Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о при­землении рядом с любимой.

Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучай­но в произведении доминируют глагольные формы, обозна­чающие движение (“летит”, “унесся”, “уносился”, “срываю­щий”, “пробив”, “уехал”, “лечу”, “несутся”, “уезжает”).

Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся те ценности, во имя которых он вершит свой маршрут 212 по параболе: это искусство, любовь и история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопос­тавлены статичные и на века закрепленные, инертные пози­ции: “каноны, прогнозы, параграфы”.

Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный вопрос: “А может быть, все же пря­мая – короче?”. Читателю предлагается самому сделать пра­вильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирическо­го героя произведения нет и не может быть другого пути.

В стихотворении много “неточных рифм” (“параболе” – “радуге”, “Гоген” – “агент”, “храбро” – “параболе”). Вме­сте с тем ключевой символ произведения “парабола” четыре раза выносится в конец стихотворной строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. А. А. Вознесен­ский, всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: “правда”, “парадное”, “параграфы”.

Кроме того, образ “параболы” подкреплен в начале стихотво­рения аллитерацией “р” (“Судьба, как ракета, летит по пара­боле Обычно – во мраке и реже – по радуге”), а также зву­ковым удвоением (“ракетой ревущей”), затем “п” и “р” (“Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном…”).

В стихотворении А. А. Вознесенского ярко воплотились особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция лирического героя – романтика и искателя приключений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Анализ стихотворения Вознесенского А. А. “Судьба как ракета летит по параболе”