В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы.
Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”.
Примечательно, что шум морских волн рождает у лирического героя чувство гармонии. В природе вообще доминирует “созвучье полное”, в то время как человек осознает разлад с нею. “Души отчаянной протест” направлен на бесполезное противостояние человеческого разума миру природы. Однако он обречен остаться безответным, как “глас вопиющего в пустыне”, потому что человек все равно должен в итоге соединиться с этим невозмутимым строем природного мира.
В стихотворении доминируют вопросительные интонации.
В третьей строфе возникает интересный образ: “И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?” Он восходит к известному
афоризму Б. Паскаля, наглядно иллюстрирующему хрупкость и конечность бытия: “Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий”.
Основные образы произведения можно разделить на две части: “стройный мусикийский (музыкальный) шорох”, “невозмутимый строй”, “созвучье полное”, подчеркивающие стабильность, и “зыбкие камыши”, “призрачная свобода”, “отчаянный протест”, актуализирующие зыбкость бытия.
В последней строфе Ф. И. Тютчев подчеркивает вертикальную ось художественного пространства (“от земли до крайних звезд”), что, в свою очередь, помогает ему соотнести “землю” и “небо”. Философское осмысление мира предполагает возможность возвыситься над земной суетой и обратить свой взор к звездам.
Разлад в итоге порожден тем, что разум осознает конечность бытия, в то время как природа вечна и неизменна в своем бесконечном многообразии.
Противоречие неразрешимо. Оно мешает человеку осознать гармонию с миром и обрести ее в своей душе.
Из контекста произведения становится ясно, что гармонию поэт видит не только в природе, но и в мире звуковых образов (“певучесть”, “мусикийский шорох”). Таким образом, становится понятным, что поэзия – это, пусть кратковременный, но верный способ для человека обрести гармонию с миром.