Стихотворение давно уже стало настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского “Гуляем”, созданное в 1925 году, тематически близко к “Сказке о Пете, толстом ребенке…”, хотя рядом этических проблем, затронутых в нем, поэт продолжает разговор о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Здесь поэт стремится расширить и углубить круг моральных вопросов, поставленных в предыдущем стихотворении.
Но в отличие от упоминаемых выше стихов “Гуляем” имеет отчетливую образовательную направленность. И здесь Маяковский опять выступает как замечательный знаток детской психологии – где как не на совместной прогулке взрослый сможет раздвинуть рамки жизненного кругозора ребенка, на целом ряде примеров из окружающей жизни ответить на многочисленные детские вопросы: “Что это?”, “Зачем?”, “Для чего?” и т. д.
Поэт так и делает: он ведет своего читателя по улицам города, показывает дома, прохожих и одновременно сообщает массу очень ценных для ребенка сведений. Причем Маяковский разъясняет все очень
просто, он умеет привлечь внимание дошкольника к существенным сторонам того или иного явления, с которым тот столкнулся на прогулке.
Вот красноармеец:
У красноармейца
Ружье имеется. Они храбрые.
Дело их –
Защищать
И маленьких и больших.
Усидели здание Моссовета:
Ого –
Московский Совет. Сюда
Дяди
Приходят чуть свет. Сидит дядя, в бумагу глядя. Заботятся
Дяди эти о том,
Чтоб счастливо
Жили дети.
Из таких конкретных объяснений слагается вся сюжетная канва стихотворения. (Напомним, что оно относится к 1925 году и тематически близко к “Сказке о Пете, толстом ребенке…”.) Маяковский и здесь знакомит ребенка с отвратительным лицом буржуя-нэпмана:
Это – буржуй.
На пузо глядь. Его занятие –
Есть и гулять. От жиру –
Как мяч тугой. Любит,
Чтоб за него
Работал другой.
К тому же, подчеркивает поэт, “он ничего не умеет, и воробей его умнее”.
Несколькими выразительными штрихами создает он образ “дамы-бездельницы”, у которой “не язык, а мельница”. Опираясь опять-таки на жизненный опыт ребенка, Маяковский знакомит своего слушателя и с церковью:
Старухи
Приходят по утрам.
Сделали картинку,
Назвали – “бог” и ждут,
Чтоб этот бог помог.
Но главное для поэта – это показать то новое, что родилось в жизни после революции, расширить представление ребенка о людях, особенно о людях труда. Так, показывая дом комсомольцев, он пишет:
Это – дом комсомольцев. Они умные:
Никогда не молятся, Когда подрастете,
Станете с усами, на бога не надейтесь,
Работайте сами.
Настоящий человек, говорит поэт, это тот, кто трудится. Вот, например, рабочий:
Рабочий – тот,
Кто работать охочий. Все на свете
Сделано им. Подрастешь –
Будь таким.
Привлекает внимание поэт и к крестьянину, ибо “мужик для краюхи сеял рожь”, потому-то, подчеркивает Маяковский, “этого мужика уважать надо”. К людям, достойным уважения, поэт относит и няню, у которой на голове “платок из ситца”. “К няне надо хорошо относиться”, потому что она труженица, внимательный и заботливый человек.
Так постепенно расширяется круг нравственных представлений ребенка, углубляется понимание того, что “хорошо” и что “плохо” в окружающем его мире. Таким образом, это небольшое стихотворение превращается в своего рода детский справочник о жизни, о людях.
На этом же стихотворении можно проследить и за такой особенностью мастерства Маяковского, как гармоническое соответствие всех средств поэтического языка основной идее стихотворения и его жанру. Как уже говорилось, ребенок получает новые понятия о жизни во время прогулки по городу. Следовательно, связный рассказ об увиденном неприемлем, так как люди, дома быстро сменяются перед его глазами. Значит, надо умело отобрать те объекты, о которых пойдет речь.
И Маяковский начинает “отбор” с главного: с красноармейца и здания Моссовета. Показав яркое, новое в нашей жизни, он затем обращает внимание ребенка и на то отвратительное, что осталось от прошлого: буржуй-нэпман, церковь, “дама – чужая мама”. Затем поэт вводит в мир ребенка рабочего, крестьянина, труженицу-няню.
Такое расположение материала полнее и целенаправленнее раскрывает замысел стихотворения, усиливает его воспитательное значение.
Маяковский тщательно отбирает и языковые средства. Разговор идет на улице, поэтому вполне естественным является широкое использование в поэтическом языке просторечной лексики, устойчивых словосочетаний, характерных для живого, разговорного языка. Чтобы народные выражения не утратили своей остроты, он лишь слегка перефразирует их: “сами с усами” – у Маяковского это сочетание дано в прямом значении: “Когда подрастете, станете с усами”; “ум, как у воробья” – в стихотворении: “воробей его умнее”; “на бога надейся, а сам не плошай” – “на бога не надейтесь – работайте сами”.
Интересно и следующее изменение в языке текста: в строке “эта дама – плохая мама” поэт заменяет первоначальный эпитет “плохая” эпитетом “чужая”: “Эта дама – чужая мама”.