Стихотворение “Смерть Поэта” написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. Стихотворение, проникнутое искренним и глубоким чувством любви к Пушкину, возвестило о приходе в литературу нового великого поэта. Стихотворение важно не просто как отклик на конкретное событие, взволновавшее современников.
Не случайно имя Пушкина не упомянуто в тексте. Речь идет о Поэте, его судьбе, его творчестве, его одиночестве, послужившем основной причиной гибели: – “Восстал он против мнений света – Один, как прежде.” В исследовательской литературе уже отмечено, что в стихотворении три смысловых и стилистических центра.
Строки, в которых выражено живое и трогательное сочувствие погибшему Поэту, выдержаны в элегических тонах с использованием устойчивых формул пушкинской лирики: “Зачем от мирных нег и дружбы простодушной.” и т. д. По контрасту построен образ хладнокровного и бездушного убийцы,
презирающего Россию, ее язык, ее нравственные законы. Грамматическая неправильность: “На что он руку подымал” приобретает содержательный характер, ибо убийца целился не только в Поэта, но и в Свободу, Гения и Славу. Смелая и возвышенная ораторская речь используется при обличении тех, кто мучил и преследовал Поэта, предопределив его трагедию. Еще больше усиливается сила страсти и возмущения в последних 16 строках, написанных позже основного текста. Здесь обвинение перерастает в проклятие.
Мыслью о Пушкине проникнуты и другие произведения Лермонтова, написанные в 1837 г., например стихотворения “Узник” и “Сосед” (они были созданы тогда, когда Лермонтов находился под арестом за “Смерть Поэта”). Образы темницы, заточения, мотив стремления к свобрде вполне сопоставимы с пушкинским “Узником” (“Сижу за решеткой.”). В этих лермонтовских стихах проявляются новые тенденции.
Переживания лириче ского героя лишаются прежней субъективности. И содержание, и стиль этих произведений более демократичны, ориентированы на фольклорную традицию. Показательно, что отдельные фрагменты лермонтовского “Узника” бытовали в народно-песенном обиходе.
Лирический герой Лермонтова стремится понять переживания “простого человека”, найти в народном сознании новые ценности (“Завещание”, 1840; “Я к вам пишу.”, 1841). Однако путь к желанному возрождению оказывается трудным и сложным. Тяготение к народной жизни не устраняет одиночества “лермонтовского человека”. Постоянный конфликт героя и мира остается непреодоленным.
Все это не могло не наложить свой отпечаток и на лирику поэта последних лет.