Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет”.
В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы (“Движется…”, “Сколько раз…”), инверсию (“Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке”).
Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует натурфилософской позиции, которую занимал Н. А. Заболоцкий. Природа для автора произведения – живое существо. В первой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки.
Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.
Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигающейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна:
“Она сверкала серебром” (художественный эффект найденного образа подчеркивает аллитерация “с”).
Туча “каменный выкатывала гром” (звуковое удвоение “ка” в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа).
Н. А. Заболоцкий – мастер словесного рисования. Высокой степенью художественной выразительности обладает образ “сломанных молний”. Эпитет “сломанный” метко отражает причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.
Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, “замедлял робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги!”. Даже название физического явления под пером Н. А. Заболоцкого превращается в поэтичный художественный образ.
Дополнительный эффект в стихотворении производят восклицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.
В четвертой строфе центральным образом становится образ кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и почерневший, он все равно выглядит величественным: “Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон”.
В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим “деревом печали”. В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого автора, который, едва успев пробиться к славе, получить литературную известность (“ворваться в высоту”), был репрессирован, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.