В стихотворении Эдуарда Багрицкого “Полководец” описывается завоевательный поход карфагенян на Рим – событие эпохи древнего мира.
Возможно, действие происходило близ города Канны. Войско захватчиков состояло из пехоты, конницы и боевых слонов. Оно было вооружено мечами, луками со стрелами.
Карфагеняне шли к своей цели очень долго. Об этом свидетельствует строка: “За пыльным золотом тяжелых колеcниц”. Воины – карфагеняне услышали хрип трубы, увидели, как орлы взнесли над местностью, и поняли, что там есть какое-то движение: враги рядом.
Противопоставляются действия “свирепых воинов”, которых сзывают в бой рога, и “тихий лагерь”, где слышен хрип трубы; скрытые от взора воины и беспечный легион.
Сражение было страшным и кровопролитным. В описании битвы используется эпитеты: “трупы бледные “, “кривыми пальцами “; метафоры: ” ржавеет густо кровь”, ” трупы сжимают комья глины”. Эти художественные средства помогают увидеть ужасающую картину поля боя.
Выбор цвета в стихотворении также не случаен. “Пыльное золото”
– цвет золота – имеет смысл агрессивной коварности. В то же время “пыльное золото”, пурпур “слепительных подножий”, “бронзовый закат”, кроваво – красные горы создают давящее впечатление знойного дня, изнуряющего и удручающего, усиливают чувство общей подавленности, страха.. Кроваво – красный цвет, родственный огню, означает борьбу не на жизнь, а на смерть, он напоминает цвет крови, предсказывая дальнейшие события: “ржавеет густо кровь”, “стекает каплями со стрел”.
Звуковая составляющая стихотворения усиливает изображение действий. В первой части повторяются слова “тяжелых”, “тяжелые”, создавая ощущение тяжести, грузности, вызывая настороженность; употребление согласных ж, ш, ц, щ, ч, жж способствует нагнетанию напряженности, замедлению действия. “Тихий лагерь” описан в ином плане: согласные л, р, а также гласные о ( печаль ), и (плачевность) подчеркивают обреченность людей.
Среди частей речи чаще всего используются прилагательные, которые помогают наглядно представить картину поля битвы, события. Глаголов немного, но развитие действий ощутимо благодаря причастиям. Глаголы настоящего времени использованы в значении прошедшего, поэтому действия происходят как бы у нас перед глазами.
Выразительность и изобразительность фраз достигается изменением порядка слов в предложениях.
Композиционная структура стихотворения сложна. Оно состоит из трех частей, каждая из которых объединяет 2 строфы. Небольшое по объему произведение представляет собой картину последовательно развивающихся событий, вмещает содержание целой поэмы. В центре – герой.
Первые две части подсказывают нам, что это человек властный, суровый. Его воины, свирепые, не знающие пощады, отличаются особой жестокостью. Последняя часть дорисовывает образ безжалостного победителя: его не трогает ужасная картина смерти: “Он застыл на выжженной горе, как на воздвигнутом веками пьедестале”. Но это не важно для замысла стихотворения.
Над всем происходящим властвует время, оно сотрет из памяти поколений и битву, и имя героя.
Стихотворение “Полководец” написано в 1916 году во время Первой мировой войны. “Но в тихом лагере им слышен хрип трубы”- в этой строке сокрыто убийство Франца Фердинанда (убийство в Сербии австро-венгерского принца в июле 1914 года – повод для начала Первой мировой войны). Обращаясь к прошлому, Э. Багрицкий говорит о бессмысленности захватнических войн.