В творчестве И. А. Бродского сложилась целая поэтическая традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в 1961 году, последнее – в 1995-м. Стихотворение “Рождественская звезда” (1987) можно назвать одним из самых известных произведений “рождественского цикла”.
Спаситель в тексте произведения ни разу не назван по имени, но совершенно очевидно, что речь идет о его рождении. Уже в первых строках содержится система намеков, создающая атмосферу таинственности и особой значимости описываемых событий. Удивительный младенец родился в местности, “привычной скорей к жаре, чем к холоду”, чтобы спасти мир.
Здесь И. А. Бродский использует принцип контраста между образом беспомощного маленького ребенка и той глобальной миссией, которую ему предстоит совершить.
Лишь во втором четверостишии упоминаются имена волхвов, и сомнений быть уже не может: перед нами поэтическая легенда о рождении Спасителя.
Вторая строфа также усиливает контраст между маленьким ребенком и большим миром, о судьбе которого ему нужно будет заботиться: “Ему
все казалось огромным: грудь матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы”.
В заключительной строфе, наконец, мы узнаем, что за сила поможет ребенку на его нелегком пути: это божественный помысел. Рождественская звезда, таким образом, выступает в произведении символом божественного ока, благословляющего Спасителя на подвиг во имя человечества. Нерасторжимая энергетическая связь святого отца и сына, воплощенная в образе света рождественской звезды, не только красивый поэтический образ и прием организации художественного пространства, но и свидетельство глубокого понимания основ христианского религиозного учения.
В стихотворении прослеживаются реминисценции и произведений Б. Л. Пастернака “Зимняя ночь” и О. Э. Мандельштама “Когда б я уголь взял для высшей похвалы…” (“Ода”).