Стихотворение Б. Ахмадулиной “Сумерки” начинается с пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку. В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: “Ни в сырости, насытившей соцветья, ни в деревах, исполненных любви, нет доказательств этого столетья, – бери себе другое – и живи”. Именно в сумерки лирическая героиня способна мысленно перенестись в прошлое и пройти по аллее старины (символа дворянской усадебной культуры). В это время можно представить себе дом, “где счастливо семейство”, и признаки этого тихого домашнего счастья: гости на именины, домашние фортепианные концерты, старинный вальс, кружевные платья.
Здесь Б. Ахмадулина делает читателю еще один знак, свидетельствующий о том, что речь идет о дореволюционном времени: гостей на именины ждут, чтобы “шуметь, краснеть и руки целовать”. Целовать дамам руки – обычай дворянского круга. Эту привычку быстро искоренили в советское время, объявив сословным пережитком. Да и вместо привязанных к церковному календарю именин стали праздновать дни
рождения.
Подобный сюжетный ход помогает автору начать разговор о давно минувшей эпохе. Мотив воспоминаний удачно подчеркивают анафорические повторы. Лирическую героиню произведения привлекают не только внешние атрибуты той жизни (утонченная музыкальность, замедленность темпа жизни, беспечность), но и тип отношений между людьми, которому свойственно радушное гостеприимство. Однако милость привета людей из прошлого лишь может манить своей притягательной силой, но остаться в их мире героиня не может, причина этого раскрывается в девятой строфе:
Души моей невнятная улыбка блуждает там, В беспамятстве, вдали в той родине, Чья странная ошибка Даст мне чужбину речи и земли. Современная поэтессе речь кажется ей дикой, она шлет не привет, а проклятие. “Заблужденьем духа” называет Б. Ахмадулина путешествие лирической героини в прошлое.
В стихотворении явно слышны ахматовские мотивы и ностальгия по дворянской дореволюционной России.