Лирическая песня “не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…” затронула мою душу. Она исполняется от лица скорбящей невесты, которую отверг и покинул “сердечный друг”. В песне героиня раскрывает свои чувства. Этому помогает композиция произведения – монолог.
Песнь начинается обращением лирической героини к “ветрам буйным”. Она говорит о них, как о живых существах (“не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные, не тревожьте мои мысли скучные…”). Героиня изливает им всю душу, рассказывает о своем большом горе, словно просит посочувствовать и помочь чем-то.
Она обращается к ветрам, как к матери или к очень близкому другу. Природа словно отражает душевное состояние девушки. В героине как будто все кипит, надвигаются темные страшные тучи.
Она страдает и не знает, кому поведать об этом. И находит необходимого ей собеседника в природе. А ветры как будто переживают за героиню, они “бушуют”, волнуются.
В природе чувствуется сострадание, и словно скоро пойдет дождь – она заплачет. В произведении картина окружающего мира помогает прочувствовать состояние
души лирической героини. Используется прием психологического параллелизма. В песне героиня спрашивает:
Чем я своего голубчика прогневала? Или тем, что я верна была? Или тем, что я люблю тебя? Не лукава была, не насмешлива?
Она обращается к условному собеседнику – ветру. Но ни он, ни читатель, ни кто-либо другой на эти вопросы не сможет никогда ответить. В какую-то минуту даже кажется, что героиня сама не ждет ответа, потому что знает его:
Знаю: батюшка, знаю, жизнь моя, Что можешь найти лучше меня, – А верней меня не сыскать тебе. А это обозначает, что вопросы героини в песне риторические. Прочитав песнь, я узнала, что девушку выдают замуж не по любви.
Но невеста обязана быть верной своему суженному и принадлежать ему полностью, даже сердцем. Чтобы сохранить свою семью, девушка не должна гневить супруга. Невесте нельзя противоречить мужу, лукавить ему.
Я думаю, что в песне рисуется нравственный идеал русской невесты. В песне героиня страдает, потому что ее покидает возлюбленный. Девушке тревожно, страшно, грустно и горько из-за этого. Настроение, выраженное в песне, создается с помощью всевозможных поэтических приемов.
В произведении используется инверсия (“Покидает любить меня сердечный друг”), психологический параллелизм: Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные, Не тревожьте мои мысли скучные; Уж и так мне жить тошнехонько…;
Многочисленные эпитеты (“ветры буйные”, “мысли скучные”, “сердечный друг”), повторы (“или тем, что я верна была? или тем, что я люблю тебя”), риторические вопросы (Чем я своего голубчика прогневала? Не лукава была, не насмешлива?). Мне жалко героиню этой песни.
Я сочувствую ее горю, и переживаю за девушку. Читая эту песнь, я словно оказалась на месте героини, и мне стало грустно. Произведение поразило меня своей чувствительностью и выразительностью.