Бородин – неповторимо своеобразный композитор. Он проявил себя и как крупный ученый, общественный деятель. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки.
Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова: ‘Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.
В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются образы лирические, задушевные, чарующе-искренние, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина.
Здесь он выступает как новатор, создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Все средства используются у Бородина гармонично
и подчинены строгой логике развития.
Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Маленький Саша отличался разнообразными способностями и был трудолюбив. Еще в детстве он усвоил три иностранных языка – французский, немецкий и английский, а в молодые годы изучил и итальянский.
Во время прогулок мальчик любил слушать духовой оркестр, затем подбирал дома по слуху услышанное.
Мать будущего композитора была любительницей музыки: пела русские песни и романсы, играла на гитаре. Она заметила музыкальные способности мальчика. В восемь лет он начинает брать уроки игры сперва на флейте, а потом и на фортепиано.
В девять лет Саша сочинил свою первую музыкальную пьесу – польку “Элен”, в тринадцать лет – небольшой концерт для флейты.
Помимо музыки Бородин с детских лет увлекался химией и естествознанием. Его товарищем был музыкально одаренный Миша Щиглев, отец которого преподавал математику в Александровском лицее. Мальчики вместе учились музыке, играли в четыре руки, посещали симфонические концерты.
В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию. Занимался он с рвением и самоотверженностью. Теперь для музыки оставалось меньше времени, но при случае Бородин всегда старался поиграть в ансамбле, слушал с приятелями – такими же любителями музыки – романсы Алябьева, Варламова, Гурилева и Вильбоа и сам пытался сочинять романсы, похожие на них. Сочинял он и камерные ансамбли.
Его струнное трио на тему русской городской песнироманса “Чем тебя я огорчила” очень нравилось друзьям. Уже тогда юноша на всю жизнь проникся глубокой любовью к Глинке. Оперу “Иван Сусанин” знал наизусть.
Занимаясь на четвертом курсе академии, Бородин одновременно изучал гармонию и полифонию.
По окончании Медико-хирургической академии Бородин некоторое время служил в госпитале. В 1858 году он защитил диссертацию и получил звание доктора наук. Как подающего большие надежды молодого ученого, его на три года направили в научную командировку за границу. В 1859 году Бородин прибыл в Германию в старинный университетский город Гейдельберг, один из тогдашних научных центров Европы.
Там находились и другие молодые русские ученые: Сеченов, Юнге, Боткин и Менделеев. Всех их объединяли дружба, увлеченность наукой и любовь к музыке. Ко времени окончания командировки Бородин был уже автором многих печатных научных трудов. В Гейдельберге Бородин познакомился с талантливой русской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Своей одухотворенной игрой она сумела пробудить в Бородине горячую любовь к Шопену, Шуману, Листу, которую он пронес через всю свою жизнь.
Впоследствии Екатерина Сергеевна стала женой Бородина.
В 1862 году Бородин вернулся в Петербург и стал профессором на кафедре химии в Медико-хирургической академии. В том же году произошло другое важное событие: он познакомился с Балакиревым, сблизился с ним и стал членом балакиревского кружка. По совету старшего друга Бородин начал писать симфонию. Над ней он проработал около семи лет.
Первая симфония с большим успехом была исполнена 16 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева. Это положило начало признанию Бородина как композитора. Тогда же появились его песни-сказки “Спящая княжна” и “Морская царевна”, могучая “Песня темного леса”, драматическая баллада “Море”, а также лирические романсы “Отравой полны мои песни” (на слова Гейне), “Фальшивая нота”.
В 1869 году была задумана новая симфония героического характера (закончена в 1876 году). Друзья композитора называли ее “славянской героической’, “львиной”, “богатырской”. В том же году началась работа и над оперой “Князь Игорь”, длившаяся много лет.
В конце 70х и в 80е годы музыка Бородина постепенно получает признание на родине и за границей. В 1877 году он познакомился со знаменитым венгерским композитором и пианистом Ференцем Листом. По инициативе Листа первая симфония Бородина была исполнена на музыкальном фестивале в Баден-Бадене.
Успех был огромным.
Зимою 1879 года в одном из камерных концертов Русского музыкального общества исполнялось новое произведение – струнный квартет Бородина. Все привлекало в этой обаятельной “беседе” четырех инструментов: плавность и широта развития музыкальной мысли, удивительная пластичность и напевность мелодии. Прошло немногим более двух лет, и вот 26 января 1882 года в одном из московских концертов Русского музыкального общества прозвучал уже второй бородинский квартет в характере сосредоточенного лирического раздумья.
Особенно понравилась слушателям медленная третья часть – “Ноктюрн” – жемчужина русской песенной лирики. Осенью того же года второй квартет успешно исполнялся в Петербурге. Уже тогда любители камерной ансамблевой музыки поняли, что вместе с ансамблями Чайковского струнные квартеты Бородина явились ценным вкладом в сокровищницу инструментальной музыки.
В 80е годы Бородин сочиняет несколько ярких романсов и песен: “Для берегов отчизны дальной” на стихи Пушкина, характерные иронические, картинки “У людей-то в дому” на слова Некрасова и “Спесь” на слова А. Толстого, поэтичную “Арабскую мелодию”. Творческой удачей оказались также программная симфоническая картина “В Средней Азии” и “Маленькая сюита” для фортепиано. Интенсивно шла работа над третьей симфонией, отдельные части которой проигрывались композитором в кругу друзей. Продолжалась и работа над оперой.
Незадолго до смерти Бородин создал увертюру, арию Игоря, хор поселян. Но все же сочинение оперы подвигалось медленно. Композитор был перегружен научной и общественной работой.
Музыкальному творчеству мешала неустроенность быта, тяжелые болезни жены.
В 80е годы произведения Бородина все чаще и чаще исполняются на родине и за рубежом. Его симфонии и квартеты завоевывают мировую славу и становятся популярны в Европе и Америке. Исполнение музыки Бородина в 1886 году в Антверпене носило характер триумфа.
Утро воскресного дня 15 февраля 1887 года было посвящено сочинению грандиозного “богатырского” финала третьей симфонии, а вечером того же дня Бородин скоропостижно скончался от сердечного приступа. Третья симфония осталась незаписанной и фактически была потеряна для русской музыки. Ибо Глазунов, запомнивший наизусть общий план симфонии, восстановил по сохранившимся наброскам только две ее первые части. Не успел завершить Бородин и оперу “Князь Игорь”. Ее закончили Глазунов и Римский-Корсаков.
По памяти Глазунов восстановил увертюру, которую не раз слышал в исполнении автора. Он же по эскизам Бородина написал весь третий акт. Римский-Корсаков заново оркестровал оперу и многое отредактировал в ней. Премьера оперы состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Оперу встретили очень тепло. В Москве она впервые была поставлена в 1898 году и вскоре стала одним из любимых репертуарных произведений.